Пентагон изобретает Железного человека - бионического солдата - «Иностранная пресса»
Маурицио Риччи | La Repubblica
Если вы думаете, что Пентагон, разрабатывая свои военные планы, основывается, главным образом, на комиксах, то, вероятно, вы будете правы. Или, возможно, верно обратное, и комиксы копируют Пентагон? Фильм "Железный человек" пользуется успехом в американских кинотеатрах, после того как долгое время он был популярным комиксом. Но идея создания солдата, подобного Железному человеку, обладающему сверхчеловеческой силой, виртуально неуязвимому, способному летать, носящему с собой арсенал броненосца, по меньшей мере вот уже 20 лет является оперативным проектом министерства обороны США, которое инвестировало в него миллиарды долларов. Питер Сингер, первым описавший феномен новых наемников в книге "Корпоративные воители", описывает проекты Пентагона в новом произведении Wired to War - "Каблографированный для войны", о котором рассказывает на сайте Института Брукингса. Его воин будущего, как кажется, вышел из снов хорошо образованного подростка: нечто среднее между Железным человеком, Люком Скайвокером, "Хищником", Сигурни Уивер из "Чужого" с хорошей порцией "Звездного пути" и таких классических произведений, как "Космический десант" Роберта Хайнлайна.
Супервозможности
О компьютеризированном и технически оснащенном солдате Пентагон думает с 80-х годов. Но военное ведомство было вынуждено отказаться от проекта Land Warrior, потому что соответствующее оборудование весило почти 40 кг, а батарей, приводивших в действие солдата, хватало всего на 4 часа. И вот, Future Force Warrior стал сыном, прежде всего, нанотехнологий. У него на вооружении имеется автомат, способный стрелять не только патронами, но и мини-ракетами калибра 15 мм, оснащенный системой термонаведения, чтобы никогда не упускать цель. Новый образец может также производить электрические разряды, чтобы обездвижить противника. У солдата имеются очки. Для обзора на большие расстояния, до нескольких километров, они используются как бинокль. Если приходится что-то рассматривать вблизи, то очки начинают действовать как система Mantis, скопированная у насекомых, позволяющая совмещать в одно изображение визуальные, инфракрасные и термические картинки, что позволяет дать ответ на главный вопрос: "Что находится за этой дверью?" Естественно, солдат может опускать на глаз мини-монитор, который позволяет рассматривать объект под различным углом. И если системы Mantis оказывается недостаточно, чтобы предотвратить угрозу, вступают в действие электронные датчики, сигнализирующие о взрывчатых веществах или присутствии человека, и супермикрофоны, способные услышать беседу на расстоянии 50 м.
Что касается врага, то на солдате установлена аппаратура, информирующая о температуре, частоте сердечного ритма, месте нахождения самого солдата. Кроме того, есть арматура из наноматериалов, которая, как воздушная подушка на автомобиле, активизируется, когда по солдату наносится удар: она становится жесткой, как сталь, от которой отскакивают пули. Те же наноматериалы могут стать наномускулами, увеличивая силу солдата на 25-30%.
Эзоскелет
Пентагон думает о том, как защитить и вместе с тем умножить силы солдата. Все оборудование должно быть смонтировано на своего рода каркасе, и он должен управлять этим оборудованием не электронным путем, а через сенсоры, подключенные к его мускулам, чтобы обеспечить естественный характер движений. Окончательный результат не должен слишком отличаться от императорских солдат из "Звездных войн". 100 кг веса солдат должен носить как 3 кг. Плюс к этому - "бионические сапоги", чтобы передвигаться так же быстро, как велосипед, и совершать прыжки на несколько метров. А также лазать по стенам. Иными словами, как Человек-паук.
Пилюли
Но можно улучшить и солдата из плоти и крови. При помощи чего-то похожего на стероиды у спортсменов. Речь идет о пилюлях, позволяющих укрепить мускулы и увеличить энергию, блокировать усталость и сон. Если пилюли пугают, то можно подумать о шлеме с сенсорами, регистрирующими усталость (например, через темп движения век) и действующими при помощи "магнитной трансчерепной стимуляции", иными словами, через магнитные волны, стимулирующие мозговую деятельность. А если солдат получит ранение? В ход вступают вакцины, которые после первоначального шока ограничивают или снимают боль. Может быть также применена технология, ускоряющая выздоровление: инфракрасные лучи для более быстрого восстановления пораженных тканей (как у доктора Маккоя и в "Звездном пути"). Если армия будет именно такой, то она будет обладать разрушительной силой. Но, как отмечает Сингер, имеются и более широкие стратегические возможности.
Станет легче проводить тайные или быстрые операции. И, самое главное, потребуется меньше солдат. Меньшая численность, а это значит - и более компактный аппарат тылового обеспечения. Существуют две проблемы - призыв на службу достаточной численности военнослужащих и стоимость операций - и они очень остро воспринимаются в сегодняшней Америке, попавшей в ловушку иракской авантюры. Таким видится будущее военных действий? Сингер отмечает моральные и политические риски такого супертехнологичного скачка военных возможностей, но подчеркивает также, что большая сложность влечет за собой большую вероятность ошибок. От дефолиантов во Вьетнаме до "синдрома Персидского залива" - в истории Пентагона имеется немало неудач. Лучше всех об этом известно солдатам, которым знакома научно-фантастическая версия закона Мерфи или закона жулика, в основе которого лежит утверждение: если что-то пошло не так, то худшее произойдет в самый неблагоприятный момент. Поэтому, когда Пентагон проводил эксперименты со своим первым эзоскелетом, во времена Вьетнама, выяснилось, что на солдат оказывало самое большое давление желание как можно быстрее освободиться от него.