"Американизированный парень" Омар Матин показывает, чем опасны террористы-одиночки - «Иностранная пресса»
Марк Маццетти, Эрик Лайтблау, Алан Блайндер | The New York Times
"В отличие от "Аль-Каиды", которая предпочитает тщательно организованные и спланированные операции, "Исламское государство" (обе организации запрещены в РФ. - Прим. ред.) радо каждому, кто применяет оружие от его имени и использует сложную кампанию в соцсетях, чтобы вдохновлять на новые теракты людей с нестабильной психикой, недавно принявших радикальный ислам, - отмечают Марк Маццетти, Эрик Лайтблау и Алан Блайндер в The New York Times. - В понедельник президент Обама сказал, что нет никаких свидетельств в пользу того, что воскресным терактом [в Орландо] непосредственно руководило "Исламское государство", и это делает случай [его исполнителя Омара] Матина примером радикализации в домашних условиях".
"По словам американских властей, лица, которые в США наблюдаются в связи с возможными связями с террористами, обычно мало знают о терроризме и не имеют сторонников на стороне. Поэтому предотвращение нападений, вдохновленных "Исламским государством", меньше похоже на предотвращение терактов и больше похоже на предотвращение стрельбы в школе или кинотеатре", - передают журналисты.
"Это был простой, американизированный парень, который также принадлежал к моей культуре. Ну и религия у нас была одинаковая, - сказала о Матине его бывшая жена. - Вот я и подумала: "Ну ладно, это может понравиться моим родителям".
"Он почти убил меня, - вспоминает она один из эпизодов их недолгого брака. - Потому что начал меня душить. Я как-то вырвалась и пыталась его успокоить".
Матин "привлек к себе внимание ФБР в 2013 году, когда кто-то из его коллег сообщил, что он позволял себе разжигающие ненависть высказывания и уверял, что связан с зарубежными террористами, а также признался, что хочет, чтобы в дом его семьи наведалось ФБР: тогда бы он мог стать мучеником", - говорится в статье.
Матин почти год был в списке наблюдения ФБР за потенциальными террористами, за ним велась слежка, трижды бюро допрашивало его, но в конце концов потеряло к нему интерес, говорится в статье.
"Директор ФБР Коми защищает своих агентов, хотя то, как бюро отнеслось к данному случаю, скорее всего, станет объектом внимания и критики в ближайшие недели, - сообщают журналисты. - Тем не менее, подобные случаи бесят агентов по борьбе с террором, которые полагают, что навлекают на себя критику, какой бы выбор ни сделали: и если слишком долго оставляют дела открытыми, и если закрывают их за недостатком улик".
"Дон Борелли, отставной руководитель нью-йоркского подразделения ФБР по борьбе с терроризмом, сказал, что критиковать агентов, закрывающих дела за недостатком улик, опасно", - передает издание.
"Можно ли ломать людям будущее без доказанных оснований? У всего этого есть оборотная сторона", - сказал Борелли.
"Сэлли Йейтс, заместитель генерального прокурора, сказала репортерам в понедельник, что министерство юстиции, возможно, введет новые процедуры уведомления следователей по борьбе с терроризмом о том, что люди, которые когда-то были в списке наблюдения, пытаются купить огнестрельное оружие, - говорится в статье. - Матин купил [пистолет и винтовку], из которых расстрелял людей, только в этом месяце, по словам чиновников".
"О таких вещах хочется узнавать заранее", - сказала Йейтс.
"Теперь федеральным следователям осталось изучить разрозненные нити, чтобы найти ясные мотивы для воскресных убийств, - говорится в статье. - "Исламское государство" попыталось превратить это кровавое происшествие в пропагандистский спектакль. В понедельник в новостном бюллетене группировки сообщалось о великой победе, одержанной "[ее] братом Омаром Матином".
"Отец Матина, Седдике Мир Матин, недвусмысленно признал в понедельник, что его сын совершил "террористический акт", - передают журналисты. - Однако Матин-старший и другие члены семьи утверждают, что не понимают, как могло оказаться, что этот молодой человек, никогда не отличавшийся религиозностью, теперь связан со смертоносной идеологией "Исламского государства".
"Почему он это сделал? - спросил отец Матина. - Он учился в школе в Америке. Он в колледж поступил - почему он это сделал? Я так же озадачен, как и вы".