Миллиардер, работы Пикассо и подарок стоимостью 30 млн долларов, который должен пристыдить посредника - «Иностранная пресса»
Дорин Карвахаль и Грэхем Баули | The New York Times
На первый взгляд, это всего лишь проявление великодушия, пишет The New York Times. "На этой неделе российский миллиардер собирается вернуть две картины Пикассо, оцененные в 30 млн долларов, падчерице художника, которая утверждает, что работы были у нее украдены", - сообщают журналисты Дорин Карвахаль и Грэхем Баули. Это портреты ее матери Жаклин Рок, которая была второй женой Пикассо.
"Бизнесмен Дмитрий Рыболовлев, владелец одной из самых ценных в мире художественных коллекций, сказал в интервью на прошлой неделе, что купил эти картины в 2013 году как добросовестный приобретатель. По его словам, ничто не намекало, что право собственности на них вызывает сомнения", - говорится в статье.
Но, по мнению издания, не все так просто. "Ив Бувье, у которого он купил эти портреты, - еще и противник Рыболовлева в ссоре, которая, пожалуй, сделалась самой грандиозной в сегодняшнем арт-мире. Публично вернув картины, Рыболовлев привлекает внимание к их более масштабному конфликту", - говорится в статье.
За прошедший год Рыболовлев судился с Бувье в Париже, Монако, Сингапуре и Гонконге. "Этот спор пролил свет на некоторые темные закоулки международного арт-рынка. Рыболовлев обвинил Бувье, который помогал ему собрать коллекцию, в мошенничестве. По словам миллиардера, Бувье завышал цены и переплата составила в общей сложности 1 млрд долларов (за множество произведений искусства)", - говорится в статье.
Рыболовлев говорит, что в прошлом году случайно познакомился с неким арт-консультантом и узнал, что в ходе сделки, организованной Бувье, заплатил 118 млн долларов за картину Модильяни, которую миллиардер Стивен Э. Коэн продал всего за 93,5 млн.
Бувье называет нападки несправедливыми, а также уверяет, что полагал, будто купил эти работы Пикассо законно.
Рыболовлев заявил в интервью, что надеется привлечь внимание к тому, что транзакции на арт-рынке часто бывают непрозрачными и покупатели во многих случаях не знают имени продавца. "Будь рынок более прозрачным, такие вещи бы не случались", - заявил он.
По данным издания, Рыболовлев потратил на произведения искусства без малого 2 млрд долларов, причем часто пользовался контактами Бувье.
Бувье известен в первую очередь не как арт-дилер, а как "король порто-франко". Клиенты его транспортной компании и складов - состоятельные коллекционеры, которые желают хранить и продавать произведения искусства в специальных зонах с налоговыми льготами.
"По общему мнению, отношения Рыболовлева и Бувье внезапно испортились в конце прошлого года, когда они стали ссориться о платежах и оспаривать условия своего делового сотрудничества. Рыболовлев говорит: ему казалось, что Бувье выступает в качестве его посредника, договаривается о самой выгодной цене и берет 2% комиссионных от цены покупки", - говорится в статье.
Бувье, напротив, уверяет: всегда было ясно, что он действует как независимый продавец, который может продавать и покупать произведения на своих собственных условиях и назначать Рыболовлеву рыночную цену.
Как бы то ни было, в январе Рыболовлев подал в Монако заявление, в котором обвинял Бувье в преступлении. Бувье арестовали, но выпустили под залог, тяжба пока не закончилась.
А что произошло с картинами Пикассо? Падчерица художника, 67-летняя Катрин Ютэн-Блай утверждает: она передала портреты матери и другие работы на хранение некому деловому партнеру Бувье.
По ее словам, через несколько лет некий реставратор, сотрудник компании Бувье в зоне порто-франко в Женеве, сообщил ей, что картины были привезены туда, отреставрированы и проданы Рыболовлеву.
Бувье утверждает: он никогда не встречался с Ютэн-Блай, но полагал, что в сделке купли-продажи ее представляли посредники.
Однако адвокат Ютэн-Блай утверждает, что падчерица Пикассо никогда не санкционировала продажу картин и не получила денег.