Шанс предотвратить бостонские теракты был упущен? - «Иностранная пресса»
Серж Ф.Ковалевски и Ричард Э.Оппель-мл. | The New York Times
Вопрос ставится в связи с расследованием убийства, совершенного в 2011 году в пригороде Бостона
Это было самое дерзкое преступление на памяти городка Уолтхэм, пригорода Бостона, повествует The New York Times. 12 сентября 2011 года в квартире на Хардинг-авеню были обнаружены трое мужчин, убитых ударами ножа в горло, пишут журналисты. "Всем трупам аккуратно придали определенную позу: на животе, голова повернута на четверть круга вправо, сверху насыпана марихуана", - говорится в статье.
Преступление доныне не раскрыто. Но теперь им вновь горячо заинтересовались следователи. "По словам сотрудников правоохранительных органов, появляется все больше доказательств того, что в убийстве участвовал Тамерлан Царнаев - один из подозреваемых во взрывах на Бостонском марафоне 15 апреля", - пишет газета. 19 апреля он умер после перестрелки с полицией.
Теперь некоторые правоохранительные органы заявляют: если бы убийство в Уолтхэме расследовалось более энергично, Тамерлан Царнаев давно был бы схвачен. Иными словами, бостонские взрывы могли бы не прогреметь.
Газета пересказывает слова некого высокопоставленного сотрудника правоохранительных органов США: "Федеральные следователи собирали информацию, изобличающую Царнаева, применяя старомодные полицейские методы, притом что его друг и партнер по боксу Ибрагим Тодашев признал свою вину и вину Царнаева прежде, чем был убит при допросе агентом ФБР". По версии следствия, Царнаев и Тодашев напали на жертв, среди которых был близкий друг Царнаева, чтобы совершить ограбление, связанное с наркотиками.
"Родственники и друзья жертв Уолтхэмского убийства давно уверяют, что власти слишком поторопились расценить это событие как печальный исход конфликта между мелкими наркоторговцами, и говорят, что не были приняты элементарные полицейские меры, путем которых, возможно, удалось бы раскрыть дело", - говорится в статье.
Как считалось, один из убитых, 25-летний инструктор по боевым искусствам Брендан Месс, торговал наркотиками у себя на квартире. Второй, 31-летний Эрик Вейссмен, ранее был арестован по делу, связанному с наркотиками. О третьем убитом, 37-летнем Рафаэле Текене, газета сообщает лишь, что в 1998 году он окончил университет Брандейса.
Многие говорят, что Тамерлан Царнаев был одним из ближайших друзей Месса и часто бывал в квартире на Хардинг-авеню. Но, по словам источников в правоохранительных органах США, местная полиция ни разу не допросила Царнаева ни как потенциального подозреваемого, ни как человека, который мог бы дать информацию о жертвах.
Несколько друзей убитых недавно заявили журналистам, что называли полицейским имя Тамерлана Царнаева, а также были смущены тем, что Царнаев не пришел ни на похороны Месса, ни на гражданскую панихиду.
Первоначально у следствия была гипотеза, что убийство совершено профессиональными киллерами, поскольку нападение было жестоким, а улики на месте преступления отсутствовали, говорится в статье.
После бостонских взрывов некоторые еврейские издания предположили: убийство в Уолтхэме было совершено из ненависти, поскольку тела были обнаружены на следующий день после 10-летней годовщины терактов 11 сентября, а Вейссмен и Текен были евреи. "Из-за даты бросался в глаза тот факт, что Тамерлан и последняя девушка Брендана - мусульмане", - сказал вышеупомянутый друг Месса.
По данным газеты, после убийства следователи не приходили ни в закусочную, где регулярно бывал Месс, ни в спортзал, где Месс иногда тренировался вместе с Царнаевым. Владелец спортзала Джон Аллан утверждает: Царнаев "посмеялся над тем фактом, что Месса убили". О Тодашеве, которого Царнаев привел в этот спортзал, Аллан сказал в интервью: "У него дурной нрав, он явно настроен антиамерикански, мусульманин в радикальном стиле, тренировался в этом спортзале вместе с Тамерланом, а под конец молился вместе с ним в направлении Мекки".
Девушка Месса, с которой удалось встретиться журналистам, заявляет, что непричастна к убийству.
Газета упоминает и о смерти Тодашева. Неназванный источник в правоохранительных органах поведал: чтобы развязать язык Тодашеву, следователи "внушили ему, что с ним все кончено и он может себе помочь, только если признается и изложит подробности произошедшего". Тодашев "пришел в ярость", напал на агента ФБР и получил не менее полдюжины пуль.