Следите за тем, как Путин поступит со своим генпрокурором - «Иностранная пресса»
Леонид Бершидский | BloombergView
"От вездесущей коррупции и непрозрачности, царящих в России при Владимире Путине, до недавнего времени легко было отмахнуться. Но из-за непрекращающегося падения цен на нефть любые политические решения становятся для президента рискованными. Проблемы страны начинают гноиться у всех на виду, и перед режимом встает непростой выбор: начать либерализацию или выбрать жестокие карательные меры. Дело генерального прокурора Юрия Чайки станет флюгером, который покажет, что будет дальше", - считает колумнист BloombergView Леонид Бершидский.
1 декабря возглавляемый Алексеем Навальным Фонд борьбы с коррупцией опубликовал расследование, рассказав о бизнесе сыновей и людей из окружения генпрокурора, напоминает Бершидский. По его словам, "разоблачения шокировали даже россиян, людей закаленных", а "официальные комментарии по поводу результатов расследования были до смешного бессвязны".
"В беззаботные годы нефтяного процветания России, когда за баррель нефти "Брент" давали больше 100 долларов, может быть, хватило бы несерьезных отнекиваний [пресс-секретаря президента РФ Дмитрия] Пескова или неуклюжих намеков [премьер-министра РФ Дмитрия] Медведева, что Навальный просто пытается продвинуть свою политическую карьеру, - пишет Бершидский. - И в ту пору россияне знали, что правящая элита коррумпирована, но их это не особенно волновало: у них дела шли лучше, чем когда-либо, да и кто мог поручиться, что политические оппоненты Путина сами не такие же продажные люди?"
"В последние два года, когда нефть упала в цене до 55-60 долларов за баррель, а по мере девальвации рубля и сокращения госрезервов растаяла и иллюзия благополучия, Путин пытался переложить вину на вероломных иностранцев, которые хотят пустить Россию под откос, - продолжает автор. - В 2014 году, когда Россия аннексировала Крым в ответ на переворот на Украине, совершенный, как говорил Путин, при помощи США, это сработало. Сработало и в этом году, когда Россия пришла в Сирию - будто бы для того, чтобы сражаться с "Исламским государством" (запрещенным в РФ. - Прим. ред.), а Путин поссорился со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом из-за сбитого самолета".
"Однако Путин не может быть уверен, что антизападная риторика, представляющая Россию [осажденной] крепостью, будет работать при цене на нефть в 35 долларов или, не дай бог, того меньше, - считает Бершидский. - Наиболее неблагоприятный сценарий, который рассматривает на 2016 год российский Минфин, предполагает, что нефть будет стоить 40 долларов. Центробанк попытался вообразить цену в 35 долларов и сказал, что такой вариант приведет к 3-процентному спаду в экономике, бюджетному дефициту в 5% ВВП и исчерпанию государственного резервного фонда к концу года. В понедельник нефть марки "Брент" на торгах стоила 37 долларов за баррель".
"Поскольку вероятность восстановления нефтяных цен в ближайшей перспективе невелика, Путин не может рассчитывать на то, что склонить россиян к пассивности ему удастся одной только пропагандой. Он очевидным образом боится, что его враги активизируются и их деятельность станет более эффективной", - считает журналист. По мнению Бершидского, предъявление новых обвинений бывшему главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому может быть направлено на то, чтобы "он точно не вернулся в Россию из своей швейцарской ссылки".
"Перед Путиным встает неприятная дилемма. Он может попытаться сделать Россию более конкурентоспособной, осторожно отступив на Украине, добившись снятия западных санкций и либерализовав экономический климат в стране. Это будет означать демонтаж основы его режима: послушной правоохранительной системы, которой в его интересах управляют люди вроде Чайки - лояльные, но не популярные из-за своей жестокости и жадности. Экономике от этого полегчало бы, но могущество Путина было бы подорвано", - рассуждает автор. Второй вариант, по его мнению, такой: "Путин может отбросить последние демократические условности и начать в открытую править силовым путем, издавая приказы о массовых расправах с оппонентами - как реальными, так и воображаемыми".
"Созданная Путиным система подталкивает его ко второму варианту", - считает Бершидский. "Маловероятный сценарий с либерализацией потребовал бы уволить Чайку. Если прокурор, не сумев опровергнуть ни одно из выдвинутых против него обвинений, все-таки останется на своем посту, это будет четкий сигнал, что Путин либо выбрал сценарий с диктатурой и в следующем году продолжит закручивать гайки, либо он надеется как-то выкарабкаться, не предпринимая ничего (эта стратегия, если нефть и дальше будет падать, ему не очень-то поможет)", - заключает автор.