Россия и Украина окончательно разорвали отношения - «Иностранная пресса»
Леонид Бершидский | BloombergView
"Большую часть своей постсоветской истории Россия и Украина существовали как сиамские близнецы, но в последние два года они перенесли операцию по политическому и экономическому разделению. Она, возможно, более-менее завершится в 2016 году, и, хотя обоих близнецов ожидает тяжелый период, у более слабого из них - Украины - перспективы в некотором отношении лучше", - считает обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский.
С тех пор как Украина провозгласила независимость в августе 1991 года, она стремилась создать свою идентичность, отдельную от России. Второй президент Украины Леонид Кучма даже опубликовал в 2003 году книгу под названием "Украина не Россия". На практике, однако, Украина продолжала следовать курсом большого соседа. "Когда я переехал из Москвы в Киев в 2011 году, я не чувствовал никакого дискомфорта", - замечает Бершидский.
Экономически Украина оставалась колонией России, продолжает автор, приводя статистические выкладки.
Российские правители привыкли к этому. Даже в этом году Владимир Путин утверждал, что "русские и украинцы являются одним народом". Это больше не верно: за последние два года, после украинской "революции достоинства", российской аннексии Крыма и поддерживаемого Россией восстания на Восточной Украине произошел, пожалуй, самый серьезный разрыв между соседними, близко связанными странами за всю историю начиная со Второй мировой, пишет Бершидский.
Журналист отмечает резкое сокращение двусторонней торговли: в первые десять месяцев этого года экспорт украинских товаров в Россию составил 44% от уровня 2014 года, и импорт российского газа резко снизился.
Украинские компании пытались продолжить продавать свои товары в России, используя свободную экономическую зону в Крыму, которую обе страны негласно сохраняли как возможность доступа дешевых украинских продуктов питания. "Однако осенью 2015 года крымские татары и правые украинские активисты перекрыли этот поток, и Киев решил не вмешиваться", - говорится в статье.
"В следующем году последние остатки взаимозависимости Украины и России, возможно, будут уничтожены из-за решения Москвы отменить зону свободной торговли с Киевом в ответ на снятие торговых барьеров между Украиной и ЕС. Две страны продолжат препираться из-за аннексированной территории, статуса удерживаемых повстанцами регионов и долга в 3 млрд долларов, который Украина недавно отказалась выплачивать России, но эти ожесточенные конфликты являются лишь последствиями идущего на спад процесса, более радикального, чем любое разделение", - рассуждает автор.
Украина потеряла около 3 млн жителей по сравнению с 2013 г. - в основном виновата аннексия Крыма. Промпроизводство снизилось на 20%. Это, конечно, катастрофа для страны, которая и так была бедна, пишет Бершидский, но есть одна хорошая причина, чтобы поверить, что резкий спад на Украине достиг дна: Россия не имеет никакого аппетита для дальнейших военных авантюр в Украине. А свежие экономические показатели месяц к месяцу показывают "осторожный отскок", говорится в статье. Хотя этот год, как гласит прогноз Bloomberg, страна закончит с 10,7-процентным спадом, экономисты ожидают рост на 1,4% в следующем году.
Между тем для России прогнозируется снижение на 0,2%. Россия все еще не достигла дна экономического кризиса, и у правительства нет хороших идей относительно того, как наладить экономику на фоне снижения цен на сырьевые товары, пишет Бершидский.
"Хотя Россия останется гораздо более богатой и сильной страной, чем Украина в 2016 году, дела Украины относительно пойдут в гору, даже если ей ничего не удастся сделать с удушающей коррупцией и некомпетентным госуправлением", - считает автор. У нее все еще есть поддержка МВФ, а безвизовый режим с ЕС обеспечит столь необходимую моральную поддержку.
"Конечно, песенка России не спета: она восстанавливалась и после более тяжелых кризисов. И Украина вряд ли многое выиграет - ее политические и экономические структуры, вероятно, слишком прогнили для исправления. Тем не менее, украинцы имеют больше оснований с нетерпением ожидать 2016 года, чем россияне", - заключает Бершидский.