Россия не может бесконечно кивать на Соединенные Штаты - «Иностранная пресса»
Джон Ллойд | Reuters
Джон Ллойд, один из основателей Рейтеровского института исследований в области журналистики (входит в Оксфордский университет), в статье, опубликованной на сайте Thomson Reuters, делится размышлениями о будущем России.
В 2015 году у российского экономиста Сергея Гуриева, ранее покинувшего Россию из опасений за свою безопасность, вышла книга, в которой он описывает модель правления современных автократов (Ллойд сравнивает этот труд со знаменитым трактатом "Государь" средневекового мыслителя из Флоренции Никколо Макиавелли). "Если в этом и других своих сочинениях и интервью он не ошибся в оценке природы российской власти, его стране суждена тяжелая катастрофа. А когда Россия в своем нынешнем состоянии потерпит катастрофу, содрогнется весь мир", - пишет автор.
"У современного автократа нередко в наличии регулярные выборы (он всегда их выигрывает), парламент с оппозицией (угрозы она не представляет) и все институты демократического общества, такие как вроде бы независимая юридическая система, "свободные" средства массовой информации и свобода передвижения для граждан, - говорится в статье. - Разрешена критика в некоторых СМИ и кое-какие демонстрации, довольно свободны в своих передвижениях иностранцы. Часть диссидентов автократ посадит, часть акций протеста подавит, художественные произведения, сайты и книги выборочно подвергнет цензуре. Но, поскольку "в репрессиях нет необходимости", как пишет Гуриев, все равно можно жить довольно неплохо".
Пропаганда в такой системе, продолжает Ллойд, "удовлетворяет потребности общества, и большинство ее воспринимает не как обузу, а как желанное подкрепление веры в благость государства, правителя - и в самих себя". Он ссылается на тезис Аркадия Островского, что россияне "стали считать себя людьми более нравственными по сравнению с жителями Запада" и, прежде всего, по сравнению с американцами. "В современном автократическом государстве пропаганда, телевизионные шоу и фильмы, непрерывно подпитывающие чувство национального самоуважения, могут заменить собой лагеря и застенки. Но это не может продолжаться бесконечно. Гуриев считает, что лимит будет исчерпан года за два", - передает Ллойд.
Путин, "конечно, может больно щипать Америку за нос. Но какова его стратегия? Под его руководством Россия оказалась в окружении врагов и сомнительных друзей", - говорится в статье, после чего следует перечисление неблагоприятных для России явлений во внешнеполитической сфере. "Могло бы быть иначе, и с точки зрения оптимиста - еще может быть, - продолжает Ллойд. - Ведь соглашение, которое в этом месяце заключили американский госсекретарь Джон Керри и министр иностранных дел России Сергей Лавров, может базироваться на выводе российских войск из восточной части Украины, деэскалации антизападной пропаганды, поиске совместных проектов, согласии Евросоюза на то, чтобы Украина могла заключать торговые соглашения и с Россией, и с ЕС. Все это могло бы коренным образом изменить отношения между Россией, ЕС и Соединенными Штатами".
"Но это маловероятно, - считает автор. - Когда распался Советский Союз, Георгий Арбатов, главный эксперт коммунистического режима по США, адресовал Западу такие слова: "Мы собираемся сделать нечто страшное для вас - мы намерены лишить вас врага". Режим Путина не покладая рук трудился над тем, чтобы компенсировать этот ужасный удар, и способствовал тому, чтобы враждебность появилась снова - ведь враги нужны ему для поддержания легитимности. Так просто лишиться их он не пожелает".