Туннель, по которому сбежал мексиканский наркобарон Гусман, оказался небольшим инженерным шедевром - «Иностранная пресса»
Трейси Уилкинсон | Los Angeles Times
В воскресенье стало известно, что из тюрьмы строгого режима в Мексике сбежал "один из самых могущественных наркобаронов мира", глава картеля "Синалоа" Хоакин Гусман по кличке Эль Чапо. Los Angeles Times сообщает подробности этой авантюры.
Тюрьма "Альтиплано" расположена примерно в 50 км к западу от мексиканской столицы. По имеющейся информации, преступник выбрался из нее в субботу вечером. Когда пропажу заметили, в соседних мексиканских штатах и даже за пределами страны была организована масштабная поисковая операция с привлечением армии. Более 30 служащих тюрьмы были задержаны для дознания.
Эль Чапо покинул тюрьму по туннелю протяженностью около мили, проложенному между душевой комнатой его камеры и строящимся зданием на кукурузном поле. В туннель Гусман попал через квадратное отверстие примерно 50 на 50 см в полу душевой комнаты и лаз длиной чуть более 9 м. Как пояснили мексиканские власти, "душ был единственным местом в камере Гусмана, где не были установлены камеры наблюдения". В последний раз преступника видели в 8 вечера во время медосмотра, после чего он "направился в душ".
О туннеле известно, что это "искусное" сооружение было "оснащено вентиляцией, освещением, резервуарами с кислородом, настилом и хитроумным приспособлением для мотоцикла, чтобы вывозить тонны выкопанного грунта", - говорится в статье. Высота туннеля была такова, что Гусман мог встать в нем в полный рост. Как отмечает Los Angeles Times, кличка "Эль Чапо" переводится как "коротышка" и "связана с его относительно небольшим ростом - чуть менее 5 футов и 5 дюймов" (чуть более 165 см. - Прим. ред.).
Свой первый побег Гусман, "главный и самый прибыльный мексиканский контрабандист наркотиков", совершил в 2001 году, спрятавшись в тележке для грязного белья. С тех пор он был в бегах и "с легкостью избегал поимки", поскольку "держал на зарплате местных чиновников и даже часть сотрудников силовых структур". Однако в феврале 2014 года его выследили в курортном городе Масатлан и схватили. Президент Мексики Энрике Пеньи Ньето заявил, что упустить Гусмана снова было бы "непростительно" и "более чем прискорбно". Новое исчезновение преступника стало для него источником "больших затруднений".
По данным издания, Соединенные Штаты с некоторых пор добивались экстрадиции наркобарона - "в том числе и из страха, что он воспользуется слабой, коррумпированной судебной системой Мексики, чтобы вновь заняться своим контрабандным бизнесом, а в конечном итоге и сбежать". Политики, эксперты и обыватели в Мексике говорят о предсказуемости произошедшего и о "глубоком кризисе" мексиканской пенитенциарной системы. Как сказал автору статьи коммерсант Фабиан Лопес, побег Гусмана "показывает, кто на самом деле управляет этой страной".