Владимир Путин и шиитская ось - «Иностранная пресса»
Анна Борщевская | Foreign Policy
"16 августа российские бомбардировщики взлетели с авиабазы "Шахид Ноже" близ иранского города Хамадан - как сообщалось, чтобы бомбить объекты "Исламского государства" (запрещено в РФ. - Прим. ред.) в Сирии, - сообщает Анна Борщевская в Foreign Policy. - То, что самолеты российских ВКС были размещены в Иране, оказалось сюрпризом не только для американских дипломатов. Это стало новостью даже для многих иранских чиновников. Если пресс-секретарь Госдепа Марк Тонер сказал, что российские действия, возможно, являются нарушением резолюции Совбеза ООН, то 20 иранских законодателей потребовали провести закрытую сессию парламента, чтобы обсудить, почему Иран впервые со времен Второй мировой войны позволил иностранным войскам устроить базу на своей территории".
"На фоне возмущение в Тегеране иранский министр обороны Хоссейн Дехган обвинил Москву в "неджентльменском" поведении за обнародование факта использования базы. Он опроверг отчеты, в которых со ссылкой на российских чиновников говорится, что Москва и Тегеран подписали договор об использовании данной базы Россией. Дехган объявил, что Иран больше не позволит российским бомбардировщикам взлетать с этого аэродрома. Российский генерал-майор Игорь Конашенков - очевидно, пытаясь сделать хорошую мину при плохой игре - заявил, что российские самолеты "успешно" выполнили свою миссию и вернулись в Россию", - говорится в статье.
"Может показаться, что крепкий союз России и Ирана на время омрачен, однако стоит вспомнить, что как раз "роман" между ними - отклонение от обычного положения вещей. Ни разу за сотни лет взаимодействия эти две страны не сотрудничали так тесно. На беду Америке Москва и Тегеран недавно открыли, что их интересы на Ближнем Востоке во многом совпадают - не в последнюю очередь в части противостояния ближневосточным интересам США", - утверждает автор.
После краткого экскурса в историю сближения Ирана и России журналистка отмечает: "Когда в 2000 году к власти пришел Владимир Путин, российско-иранские отношения стали теплее. Торговля оружием между двумя странами расширилась еще больше. Кремлевские дипломаты громогласно поддержали иранскую ядерную программу как мирное начинание и прилежно потрудились во имя снятия санкций с Тегерана. Встречи на высшем уровне чиновников этих стран теперь - почти рутина. В январе 2015 года в Иране побывал российский министр обороны Сергей Шойгу, в ноябре - Владимир Путин. Это были первые за 10 лет визиты президента и российского министра обороны в Иран. Путин и его иранский коллега Хассан Рухани с тех пор встречались несколько раз. Встречались их министры и помощники. Этим летом Путин призвал допустить Иран в Шанхайскую организацию сотрудничества, хотя не делал такого ни для одной арабской страны".
"Решение Ирана отлучить Россию от использования базы "Шахид Ноже" вызвано, видимо, политическими осложнениями внутри страны. В любом случае причина гнева - не то, что Москва пользуется базой, а то, что она решила сообщить об этом общественности, - полагает Борщевская. - Поэтому Москва и Тегеран, вероятно, продолжат сотрудничество. У них союз двух диктатур, а диктаторы могут пренебречь разногласиями, когда этого требуют их интересы".