Российский художник-акционист Павленский арестован в Париже за поджог Центробанка Франции - «Иностранная пресса»
Бенуа Виткин | Le Monde
Петр Павленский был арестован после того, как 16 октября на рассвете поджег офис Центробанка Франции, расположенный на площади Бастилии в Париже. С января этого года художник проживает во Франции в качестве беженца, пишет журналист Le Monde Бенуа Виткин.
Сбежавший во Францию в январе Павленский использовал здесь тот же метод, что и во всех акциях, сделавших его известным в России: в последний момент он вызвал фотографов с камерами, передает автор статьи. "Нас было четверо или пятеро, у двоих были пресс-карты, - рассказывает фотограф Марк Шомей из агентства Divergence Images. - Я раньше не был с ним знаком, некое контактное лицо вчера предложило мне прийти на площадь Бастилии ночью".
Присутствующим журналистам Петр Павленский раздал сообщение в несколько строк, призванное объяснить эту акцию, названную "Освещение" (Eclairage):
"Бастилия была разрушена восставшим народом; народ ее разрушил как символ деспотизма и власти. На этом самом месте был построен новый очаг рабства. Центробанк Франции занял место Бастилии, банкиры заняли место монархов. Возрождение революционной Франции раздует мировой пожар революций".
Фотографии, снятые на месте, сильно напоминают последнюю масштабную акцию, проведенную художником в России: поджог в ноябре 2015 года главного входа здания на Лубянке, исторического местонахождения российских спецслужб. Эта акция стоила ему предварительного заключения на семь месяцев, в конце которого он был приговорен к простому штрафу. Художник, который отстаивает свое право на "искусство политического перформанса", преобразовал свой судебный процесс в перформанс, пригласив в качестве свидетелей проституток, чтобы высмеять подчинение российского правосудия политической власти, сообщает Виткин.
33-летний Петр Павленский, вписавший свое имя в давнюю традицию российского акционизма, известен тем, что нагим обмотался колючей проволокой, а также прибил свою мошонку гвоздем к каменной брусчатке на Красной площади, в качестве "метафоры апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества". Он несколько раз был помещен в психиатрическую больницу, ни одна экспертиза не признала его сумасшедшим, продолжает журналист.
В январе отъезд Павленского из России ускорило совсем другое дело. Он и его жена художница Оксана Шалыгина в начале мая получили статус политических беженцев во Франции, куда они сбежали вместе со своими двумя детьми из-за того, что в декабре 2016 года начался судебный процесс по обвинению в сексуальных домогательствах. У истоков этих обвинений стояла молодая актриса Театра.doc, которая заявила о том, что она подверглась насилию, была ранена, а ее одежда была изорвана Павленским и его женой, говорится в статье.
Поселившаяся во Франции семья Павленских жила бедно, часто меняя квартиры, пишет автор статьи. В мае в интервью на "Радио Свобода" художник объяснил, что он отказался от всякой социальной помощи и жилья, сказав, что он работает "для людей, а не для государства". В разгар президентской кампании он также высказался о том, что "людям предоставлен выбор между либерализмом и фашизмом".
В другом интервью, данном немецкой радиостанции Deutsche Welle, Павленский объяснил тот факт, что он самовольно занял пустующую квартиру и ворует пищу в магазинах, тем, что он "живет, как большинство французов".