Допинг: "Запрет России участвовать в Олимпиаде не только оправдан, но и необходим" - «Иностранная пресса»
Клеман Гийу | Le Monde
Бывший главный следователь Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) Джек Робертсон обеспокоен возможностью того, что Россия снова окажется в милости за три месяца до зимней Олимпиады. Интервью с экспертом записал журналист Le Monde Клеман Гийу.
Россия возглавила медальный зачет на Олимпиаде-2014 в Сочи после своих манипуляций с допинговыми пробами. Будет ли она четыре года спустя допущена на Игры в южнокорейском Пхёнчхане? Решение примет Международный олимпийский комитет (МОК) на своей сессии, которая пройдет с 5 по 7 декабря. До этого Всемирное антидопинговое агентство в четверг 16 ноября решит, продлит ли оно изгнание Российского антидопингового агентства или восстановит его. В последнем случае оно может выдать рекомендацию об участии России в Олимпиаде в Пхёнчхане, говорится в статье.
"Семнадцать самых крупных национальных антидопинговых организаций призвали МОК запретить России принимать участие в предстоящей зимней Олимпиаде. Вы бы подписали этот призыв?" - спросил журналист.
"Да, да и еще раз да, - ответил Робертсон. - Уровень организованного мошенничества и тотального презрения к правилам является беспрецедентным. Запретить России принимать участие в Олимпиаде не только оправданно, но необходимо для подтверждения того, что приличие, честность и беспристрастность еще что-то значат в спортивных соревнованиях".
"МОК ввел в свою хартию возможность назначения денежного штрафа для отдельного спортсмена или олимпийского комитета, в качестве способа наказания России. Что вы об этом думаете?" - поинтересовался журналист.
"Представляется, что это средство для ограниченного числа спортсменов, организаций или стран купить свое освобождение от повинностей после того, как они нарушили Всемирный антидопинговый кодекс. На мой взгляд, такое решение МОК принял для того, чтобы Россия участвовала в Олимпиаде 2018 года, - считает эксперт. - Миссия и ответственность ВАДА состоят в защите Всемирного кодекса и прав порядочных спортсменов. Возможность заменить отстранение от участия денежными штрафами - плохое решение, оно лишь навредит честному спорту".
"Считается, что МОК сочувствует российским интересам. Ощутили ли вы это во время вашего расследования и как вы это объясняете?" - спросил интервьюер.
"Я вспоминаю об одном коммюнике президента МОК Томаса Баха в 2015 году, во время нашего расследования, когда он говорил, что независимо от его результата, Россия не будет отстранена от участия в Олимпиаде в Рио. Это было еще до того, как стали известны заключения следствия, детали которого были строго конфиденциальными. Я не понимал, как он, будучи осведомлен о серьезности обвинений, высказал то, что было равноценно прощению, ведь он не знал, куда продвинется расследование. В тот момент мне пришла в голову мысль о том, что он был настроен в пользу России, я и теперь продолжаю так думать", - ответил собеседник издания.
"Удивило ли вас то, что на последнем конгрессе МОК президент Крейг Риди и генеральный директор Оливье Ниггли осудили инициативу национальных антидопинговых агентств?" - спросил журналист.
"Мне известно, что руководители мира спорта и национальные антидопинговые агентства больше не уважают ВАДА и не считаются с ним, чтобы действовать по справедливости с точки зрения Всемирного антидопингового кодекса, - ответил Робертсон. - Я, как и многие другие, думаю, что сейчас правительства должны проявить ответственность и собраться, с тем чтобы защитить права порядочных спортсменов и спортивную мораль; на самом деле я считаю, что начать надо с замены руководителей МОК и ВАДА".
"Сам факт официального признания Россией наличия проблем с допингом не означает, что она готова изменить свои привычки?" - поинтересовался журналист.
"Судить надо с точки зрения опыта и истории. А значит, ответ будет - нет. С того момента, как в декабре 2014 года первые обвинения стали достоянием общественности, и по сей день Россия всегда использовала лживые иносказания, многие из них противоречили друг другу, - ответил эксперт. - Я никогда не видел того, что хотя бы отдаленно напоминало бы полные признания или хоть малейшее раскаяние в нарушении Олимпийской хартии. Пока Россия не обеспечит полный доступ допинг-инспекторов к своим спортсменам и не предоставит дополнительные доказательства того, что система изменилась, я не почувствую себя убежденным".
"Что вы думаете о "дорожной карте", предложенной МОК для того, чтобы Российское антидопинговое агентство могло восстановить свою аккредитацию?"
"Любая "дорожная карта", прежде всего, должна содержать наказание, соответствующее ошибкам прошлого. Только непреклонное и показательное отстранение, а не денежный штраф", - уверен Робертсон.