Роковые яйца. Как представители российского «говнорока» превратились в госбюджетников на Z-побегушках - «Мнения» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Мнения » Роковые яйца. Как представители российского «говнорока» превратились в госбюджетников на Z-побегушках - «Мнения»
Роковые яйца. Как представители российского «говнорока» превратились в госбюджетников на Z-побегушках - «Мнения»
Артемий Троицкий музыкальный критик, журналист Несколько российских рок-групп приняли участие в агитационном турне «Za Россию», поддержав войну с Украиной. «Музыкально-патриотический марафон», как они это называют, едет по тридцати городам России и не пользуется успехом. Музыкальный критик Артемий

Артемий Троицкий
музыкальный критик, журналист

Несколько российских рок-групп приняли участие в агитационном турне «Za Россию», поддержав войну с Украиной. «Музыкально-патриотический марафон», как они это называют, едет по тридцати городам России и не пользуется успехом. Музыкальный критик Артемий Троицкий уверен: трусливая услужливая позиция представителей музыкального направления, называемого в народе «говнороком» - закономерный исход их эволюции.

Не я придумал это слово, почти музыковедческий термин - «говнорок». Народная мудрость меня опередила. В последнее время им оперировали очень активно, обсуждая участие ряда рок-групп (СЕРЬГА, ВА-БАНКЪ, 7Б, СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ, ПИЛОТ…) в «музыкально-патриотической акции Zа Россию» - фактически, пропагандистском агит-туре в честь преступной российской интервенции в соседнюю Украину. Многие возмутились, иные просто взгрустнули, увидев вчерашних кумиров в компании Николая Баскова и Дениса Майданова - ну как же так? А мы-то им верили… Для недоумения и презрения действительно есть все основания, и я вкратце объясню, почему.

В отличие от поп-музыки, которая всегда ставила перед собой исключительно утилитарные и профессиональные задачи - эффективно развлечь публику и заработать на этом, музыка рок изначально, да и по сей день, помимо неизбежной рутины шоубиза, имела и иные амбиции - миссионерские, идеалистические, художественные. И была заряжена на «месседж», иногда и прямолинейно политический: расовая сегрегация, социальное и гендерное неравенство, коррупция и власть денег…

Едва ли не главной темой в этом ряду была тема антивоенная, продвигаемая с позиций безусловного, абсолютного пацифизма, как это сформулировано всеми отцами-основателями жанра - Бобом Диланом, Джоном Ленноном и Полом Маккартни, Джимом Моррисоном, Бобом Марли и остальными апостолами рока. Не преувеличивая, можно сказать: рок - это антивоенная музыка. Причем во всех его стилистических проявлениях - от нежных баллад Нила Янга до тяжеленного металла BLACK SABBATH. Обладая энциклопедическими познаниями, можно назвать пару исключений среди артистов третьей лиги (кто-нибудь помнит, например, любителя пострелять Теда Нуджента?), но это ничего не меняет.

Русские/советские рокеры первого поколения полностью разделяли пацифистскую философию любимой музыки. Я бы не сказал, что они написали много антивоенных песен - возможно, потому, что про «борьбу за мир» сочинялись тонны официозного «агит-попа». Тем не менее, не стоит забывать, что самым первым хитом Шевчука стала навеянная Афганом «Не стреляй!», что Цой сочинил «Безъядерную зону», а одним из гимнов перестройки стала песня Кормильцева и НАУТИЛУСа «Шар цвета хаки».


Юрий Шевчук о войне. Интервью 21 апреля 2022 года

И еще что характерно: буквально все эти ребята отказались от службы в армии. (Непростой процесс отчасти описан в песне Цоя «Транквилизатор»). Я не знаю, почему откосили от призыва Путин и Шойгу, но мы это делали не по трусости, а из принципиальных соображений: фальшивая фраза «Есть такая профессия - Родину защищать» нас не убеждала, поскольку все мы прекрасно знали - и тогда, и сейчас - что психов вокруг нет, и никто на нашу необъятную Родину нападать не собирается. А маяться милитаристской дурью два года желающих не было.

Нетрудно заметить, что никто из классиков русского рока в нынешнем поZоре не участвует. Это стало пакостной прерогативой следующего поколения - бесславного «первого небитого», музыкантов девяностых/нулевых. Почему так случилось - интересный вопрос. Предлагаю свою версию - не исчерпывающую, но многое объясняющую. Плеяда Макаревича-Шевчука-Цоя пустилась в рок-н-ролл без малейших перспектив профессиональной карьеры, медийной раскрутки и легальных заработков. Более того, как настоящие подпольщики, «дворники и сторожа», они были полностью отделены от государства - не считая, конечно, карательных органов КГБ, МВД и ОБХСС. Как артисты они были чисты, искренни и бескорыстны.

Из классиков русского рока в нынешнем поZоре никто не участвует, это стало прерогативой следующего поколения

В девяностые (точнее, с конца 80-х) все коренным образом изменилось: рок превратился в нормальную кормушку, к которой устремились разношерстные массы музыкальной молодежи, чтобы круто потусить и срубить бабла. Естественно, как и в любом движении, бездарей и серятины здесь оказалось гораздо больше, чем талантов. Праведная мифология и протестный пафос рока новых рекрутов интересовали мало, зато с ремесленной стороной дела они справлялись неплохо, освоив и хард, и панк, и грандж, и брит-поп. Что важно: западные музыкальные клише обильно удобрялись знакомыми русскими попсовыми и «шансонными» интонациями - иногда бодряческого, но чаще унылого свойства. Так и получился говнорок. Эталонным представителем этого местного рок-диалекта я считаю популярную группу ЧАЙФ. Замечу, что отказывать говнороку в праве вообще считаться роком я не берусь, поскольку формальные каноны жанра в основном соблюдены.

Главным медийным каналом распространения говнорока стала станция «Наше радио». Ее формат можно квалифицировать как «говнорок +»: некоторое количество неумирающего вечнозеленого (КИНО, ДДТ, МАШИНА ВРЕМЕНИ…), немножко симпатичных новых песен (МУМИЙ ТРОЛЛЬ, БРАВО, Земфира) и куча этого самого на букву «г» - какие-то КУКРЫНИКСЫ и прочие убожества, названия которых я, к счастью, давно забыл. Но тогда вынужден был слушать, поскольку состоял на «Нашем радио» внештатным обозревателем нового репертуара. И вот что я заметил: программисты станции тотально игнорировали музыку актуальную (электроника, хип-хоп); изящные и «непохожие» рок-группы (НОМ, ТЕЛЕВИЗОР, ДЕТИ ПИКАССО); текущий андерграунд (СОБАКИ ТАБАКА, ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ) и даже знаменитейшие, но как бы неполиткорректные СЕКТОР ГАЗА и ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. Не сомневаюсь: если бы АКВАРИУМ, КИНО или ЗВУКИ МУ дебютировали в 1999 году, их записи не прошли бы фильтры станции и не попали бы в ее плейлисты.

Когда я критиковал руководителя «Нашего радио» Мишу Козырева за отсталость и зашоренность, ответ был всегда один: «наши фокус-группы иную музыку не одобряют». То-есть собрали темно-глубинную публику, неспособную оценить музыку за пределами ареала «плюс/минус ЧАЙФ», и с ее благословения погнали шнягу в массы. (А на фига?!) Что еще хуже, многие молодые группы в надежде на радиоротацию стали специально подгонять свой стиль под «формат Нашего». Я тогда придумал другой термин для обозначения этого тусклого явления - жлоб-рок. Но он, в отличие от говнорока, не привился. «Любит наш народ всякое…» - как поется в известной песне Васи Обломова.

Когда я критиковал Мишу Козырева за отсталость и зашоренность, ответ был один: «наши фокус-группы иную музыку не одобряют»

Данила Багров, по идее, должен был бы слушать «Владимирский централ» и/или группу ЛЮБЭ. Но Алексей Балабанов то ли сам проинтуичил, то ли под чьим-то влиянием заставил его внимать «русскому року», причем с легким уклоном в «говно-» (Чичерина, Вадим Самойлов). И «ёрш» из отморозка-националиста и саундтрека «Нашего радио» получился довольно органичным. Я посмотрел «Брат-2» и поучаствовал в его обсуждении на Первом канале, куда Эрнст пригласил меня на свою голову. Когда очередь дошла до меня, я спросил Балабанова: «Алексей, вы отдаете себе отчет в том, что сняли ксенофобский, расистский, ФАШИСТСКИЙ фильм?» Видимо, отчета Леша не отдавал, поскольку мой простой вопрос вызвал у него оторопь и он не смог сказать в ответ ни слова. Выручил ведущий Александр Гордон, немедленно сменивший тему. Успех патрио-гопнической дилогии придал говнороку некое подобие идейной подоплеки, отчего он стал еще намного гаже. Помимо всего прочего была нарушена еще одна непреложная заповедь рока - нет расизму! Что логично для музыки, имеющей отчетливые афро-американские корни, но вряд ли разделяется любителями пострелять в «черножопых».

В начале нулевых особо тупые молодые карьеристы маршировали по площадям и иногда жгли книги под типографскими плакатами с надписью «Данила - наш Брат, Путин - наш Президент!» Бесславно сдувшееся вскоре движение, если вы помните, называлось «Наши».

Покопавшись в гнилых корешках, вернемся к сегодняшним вершкам-цветочкам. Говнорокерам не позавидуешь. Модными и актуальными, харизматичными и сексуальными они не были никогда. Но раньше хотя бы имели успех у сплоченного кружка «радио-нашистов». Видимо, и эти времена прошли - иначе как финансовыми трудностями я не могу объяснить позорнейшую и скандальную сделку организаторов фестиваля НАШЕствие (детище «Нашего радио») с Минобороны РФ, превратившую рок(!)-фестиваль в шоукейс вооруженных сил с танками, истребителями и пунктом записи в армию (можно было бы назвать «Наше-200»). Концертная деятельность в стране свернулась, конвертироваться говнороку за границей (даже в Беларуси и Казахстане) нет ни единого шанса, и артистам, не имеющим сколько-нибудь серьезной fan base, остается или жить впроголодь, или паразитировать за счет государства. Крайне вялая посещаемость агит-акций Zа Россию (видел записи из Ижевска и Новосибирска) это лишний раз демонстрирует. Теперь говнорокеров можно с полным основанием называть «рок-бюджетниками». А с бюджетниками, как известно, государство может делать все что захочет, и с особым цинизмом. Это последняя и, пожалуй, самая важная заповедь настоящего рока, которую от страха - не то перед нищетой, не то перед репрессиями - похерил русский говнорок: никогда не вылизывать задницу властям. Даже если случился припадок верноподданнических чувств - как с оглашенной истеричкой Чичериной.

Впрочем, репрессий можно не бояться - я уверен, что покладистая рок-музыка займет достойное место в российской Z-культуре, аналогичное искрометным САМОЦВЕТАМ и прочим ВИА в культуре советской. И будет делить сцену с Газмановым, певицей Валерией и реанимированным Кобзоном. Конечно, это будет самым унизительным эпизодом за всю историю мирового рок-н-ролла - но на это говнорокерам должно быть наплевать. Скорее для самых зажиточных из них есть риск лишиться недвижимости в Европе и Америке - потому-то, наверное, и молчат насупленно еще совсем недавно смело бичевавшие Навального музыканты того же ЧАЙФа или Сергей Шнуров. За всамделишный - не из говна - рок тоже беспокоиться не надо: он обязательно выживет - правда, только в глубоком подполье.

В заключение этих, не всегда веселых, но поучительных заметок, я хотел бы поделиться одним оптимистичным наблюдением. Сравнивая два списка, тру-рокеров (довольно длинный) и говно-рокеров (много короче), нельзя не обратить внимание на резкий перепад талантливости между ними. Например. Группа АГАТА КРИСТИ, два родных брата - младший, Глеб - хороший, честный парень и автор почти всего репертуара; и старший, Вадим - творческий ноль, но при этом серийный карьерист. Или старый ансамбль БРИГАДА С: Гарик Сукачев - хоть без руля, без ветрила и с наколкой Сталина на левой груди, но мощный артист. И Сергей Галанин - милый и лучезарный, но за последние 30 лет не написавший ничего путного. Можно продолжить. Так что все тут справедливо: настоящие таланты при всех шатаниях оказываются на стороне любви, света и мира.

А сторону начальства, подачек и фальшивок выбирают бездари. Хорошее дело гоVном не назовут.


{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика