Электропартизаны против музыкального бункера. Артемий Троицкий о том, как протест в музыке снова стал признаком современности - «Мнения» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Мнения » Электропартизаны против музыкального бункера. Артемий Троицкий о том, как протест в музыке снова стал признаком современности - «Мнения»
Электропартизаны против музыкального бункера. Артемий Троицкий о том, как протест в музыке снова стал признаком современности - «Мнения»
Артемий Троицкий музыкальный критик, журналист Один из основателей когда-то популярной уральской группы «Чайф» Владимир Бегунов после возвращения и ареста Алексея Навального заявил в интервью: «Мне насрать на Навального. Мне интересны хоккей и котики. На самом деле Навальный - это урод, и это

Артемий Троицкий
музыкальный критик, журналист

Один из основателей когда-то популярной уральской группы «Чайф» Владимир Бегунов после возвращения и ареста Алексея Навального заявил в интервью: «Мне насрать на Навального. Мне интересны хоккей и котики. На самом деле Навальный - это урод, и это понятно. Я отношусь к Навальному как к любому преступнику. Он, как мне кажется, преступник». Заявление вызвало острую и эмоциональную реакцию в соцсетях. Артемий Троицкий объясняет, почему провластные рокеры стали сегодня символом отсталости и маргинальности, в то время как протестный рок и рэп переживают если не золотой, то серебряный век.

Не стоит слишком хорошо, равно как и слишком плохо, думать о российских музыкальных исполнителях и прочих артистах. Их расслоение по гражданско-политическому признаку в точности повторяет - пусть и в миниатюрном масштабе - генеральную ситуацию в обществе. Я обычно сравниваю эту конфигурацию с автомобилем: имеется основная часть кузова, а спереди и сзади - два бампера. Один бампер (пресловутые 15% населения, тенденция к увеличению) - открытые и артикулированные противники путинского режима. Второй бампер (тоже процентов 10-15, тенденция к спаду) - не менее рьяные и шумные сторонники Путина. А между ними - огромное большинство, не подающее признаков гражданской активности. Оно неоднородно: есть люди тотально и органично аполитичные; есть смутно недовольные властью, но не выносящие это недовольство дальше собственной кухни; есть затюканные «выживальщики», уверенные, что все перемены - к худшему. В любом случае, на выходе из этого чёрного ящика - тишина и только. Некоторый интерес пассивная масса представляет разве что во время выборов, да и то не слишком большой, учитывая специфику российской избирательной практики.

В артистической среде кромешное помалкивание - принципиальная тактика большинства. Помимо общих соображений безопасности, для этого есть и важные профессиональные причины. Выраженная лояльность государству даёт бонусы, нелояльность - отправляет прямиком в стоп-листы и «чёрные списки». А исповедуемая основной массой нейтральность - просто позволяет нормально работать. Бонусы - это всевозможные госзаказы, участие в официальных мероприятиях, гранты, особо престижные корпоративы и прочие «красные дорожки», очень щедро оплачиваемые. Стоп-листы - это никаких теле- и радиоэфиров, мероприятий с госучастием и корпоративов; реже - запреты на концерты; ещё реже, но бывает - травля в провластных медиа. Наконец, нормальная работа - это просто нормальная работа: концерты и эпизодические халтурки, фестивали, съёмки, скромные премьеры и презентации. «Мы вне политики», и жить можно.

Я не осуждаю артистическое «молчаливое большинство» - тем более, что проглоченный язык практикует немало бесспорно талантливых музыкантов, и некоторые из них смотрят на политические перипетии с искренним непониманием и отторжением. Чтобы расстаться с этим вяловатым (в плане гражданского шевеления) контингентом, замечу, что пребывание в его рядах наиболее характерно для артистов классических и народных направлений, джазистов и попсовиков. Причина предельно проста и носит не столько эстетический, сколько материальный характер: в отличие от рокеров/рэперов/бардов/диджеев эти музпрослойки гораздо сильнее зависят от государства - одни в плане субсидий, другие - телераскрутки. Если говорить об академической музыке, то этот расчёт общепринят и оправдан, а корпоративная «госпопса» - это уже отечественное ноу-хау.

Теперь возьмёмся за «бамперы» - это намного интереснее. Если судить по тому, какую музыку транслируют ужасающие (другого слова не подберёшь) российские телеканалы и FM-станции, можно подумать, что никакой «диссидентской» песни у нас нет в помине. На самом же деле протестная сцена широка и глубока как никогда. Амплитуда максимальная: от патриарха-шестидесятника, барда Юлия Кима до компьютеризированных подростков. Пожалуй, до уровня Беларуси, где в народно-освободительном порыве соединились вообще все играющие и поющие, от оперных див до идолов Инстаграма, России ещё далековато, но такого изобилия «антисистемных» песен у нас не было даже в славные восьмидесятые. (Уж поверьте мне, я знаю).

Герои тех времён (Макаревич, БГ, Шевчук, Вася Шумов, Михаил Борзыкин, Вадим Демидов) прекрасны и сейчас: в нынешние крутые времена у них заработало второе дыхание, и спасибо Путину за это. Причём заметьте: в годы «перестройки&гласности» можно было говорить если не о конъюнктуре, то, по крайней мере, о «ветре в паруса». Сегодняшние же песни сопротивления - это стопроцентное диссидентство, не сулящее артистам ничего, кроме неприятностей, палок в колёса и денежных пролётов. Музыкантов - и молодых, и заслуженных - это явно не пугает: благо, что по сравнению с советскими временами пространство альтернативного культурного подвижничества невероятно расширилось за счёт глобальной сети.

Такого изобилия «антисистемных» песен у нас не было даже в славные восьмидесятые

Задний бампер являет картину менее вдохновенную, а местами просто смешную. Мейнстрим запутинской артбригады - телепопса. Немолодые, по большей части бездарные артисты, чья популярность насаждается и подогревается исключительно телевидением. Преисполненные благодарности начальству, эти дамы и господа (Валерия, Газманов, Басков, Бабкина, Гурцкая, Денис Майданов какой-то) говорят и поют то, что велит им сердце-кошелёк. Любопытно, что «говорят» чаще, чем «поют»: все попытки запуска пропаган-хитов, типа «Такого, как Путин» или «Я забиваю сваю» (про Крымский мост) позорно провалились, и во избежание атак тухлых помидоров звёзды эстрады предпочитают не петь про любимого лидера и его деяния, а только умилённо высказываются в интервью и агитроликах. Характерно и то, что поп-звёзды того же формата, но обладающие реальной популярностью и экономически независимые (Лепс, Ваенга, Стас Михайлов), несмотря на заигрывания властей ведут себя «нейтрально». Насколько «телепузики» искренни в своей восторженности - судить не берусь. Полагаю, это вопрос не только моральных устоев, но и умственных способностей.

Если гуттаперчевые мастера культуры на госдотации - явление традиционное, продолжение генеральной «кобзоновской» линии с советских времён, то после 2014 года в музыкальной подвластной партии появилась новая экзотическая фракция: рокеры-расстриги и рэперы по вызову. Дорожку тут проторил Вадим Самойлов (экс-»Агата Кристи»), прикормленный ещё приснопамятным Сурковым. Александр Ф Скляр (»Ва-Банкъ»), замешавший передовицы газеты «Завтра» с декадансом Вертинского, мог бы сойти за милого эксцентричного чудика, если бы не регулярное участие в позорных государственных проектах, что с головой выдаёт шкурную мотивацию. Певица Юлия Чичерина, оглашенная фанатка ДНР/ЛНР, чьи истеричные проповеди в духе «распятых мальчиков» дают основания усомниться в её ментальном здоровье. Владимир Шахрин и Владимир Бегунов (»Чайф»), «Петров и Боширов» говнорока: последний из них особо прославился только что, когда назвал Навального в твиттере «это чмо», пожал бурю убийственных комментариев и вынужден был закрыть свой аккаунт, предварительно соврав, что его взломали. Похожая история случилась с рэперами Тимати и Гуфом, когда в сентябре 2019 они выложили подхалимскую песенку в честь мэра Собянина, тут же собрали рекордный урожай дизлайков и удалили её из сети.

Владимир Шахрин и Владимир Бегунов — «Петров и Боширов» говнорока

Парадоксальный и, безусловно, приятный факт: токсичность путинского режима для значительной части молодёжи и интеллигенции ставит отчётливо провластных музыкантов в ряды маргиналов! Несмотря на массивную медийную поддержку, поголовье кремлёвского культурного бункера относительно немногочисленно и, за редчайшими исключениями (даже не знаю, кого назвать из музыкальной тусовки), неактуально и катастрофически невостребованно. Это не только политически правильно, но и справедливо по законам жанра: отцы-основатели рока и хип-хопа (многие из них, слава богу, ещё живы) заложили фундаментальные основы этой музыки, в их числе: свободолюбие, интернационализм, пацифизм. Ничего общего, как нетрудно заметить, с замшелыми путинскими склепами и скрепами.

Мне очень правится наша музыка сопротивления, особенно в последние 2-3 года. Дельфин и Гребенщиков, IC3PEAK и «Каста», «Электропартизаны» и «Порнофильмы», «Барто» и НОМ, Вася Обломов и Noize MC, «Адаптация» и ДДТ, «Центр» и «Машина времени». И многие другие. Их гораздо больше, чем ссучившейся звуковой обслуги дворцового крепостного театра. Если восьмидесятые - время Башлачёва, Цоя, Майка, Мамонова, «Аквариума» - называют «золотым веком» российского рока, то сейчас, пожалуй, серебряный. Популярная байка гласит, что это рок-н-рольщики, от Beatles до «Кино», походя снесли советскую власть.

Повторится ли история снова? Не знаю, но TikTok им в помощь!


{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика