Достать из широких штанин. Владислав Иноземцев о том, как использовать закон о втором гражданстве против его создателей - «Мнения» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Мнения » Достать из широких штанин. Владислав Иноземцев о том, как использовать закон о втором гражданстве против его создателей - «Мнения»
Достать из широких штанин. Владислав Иноземцев о том, как использовать закон о втором гражданстве против его создателей - «Мнения»
Владислав Иноземцев экономист, социолог и политический деятель. Директор «Центра исследований постиндустриального общества» Российским чиновникам запретят иметь второе гражданство и вид на жительство за рубежом: на этой неделе Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект, запрет

Владислав Иноземцев
экономист, социолог и политический деятель. Директор «Центра исследований постиндустриального общества»

Российским чиновникам запретят иметь второе гражданство и вид на жительство за рубежом: на этой неделе Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект, запрет коснется и государственных, и муниципальных служащих. Закрывая путь на любой уровень власти для россиян с двойным гражданством, Кремль дает оппозиции беспрецедентный шанс разоблачить вранье российской элиты ее собственными методами: нужно начать лоббирование раскрытия официальной ин­формации о россиянах, получавших западные паспорта или виды на жительство за последние годы, считает Владислав Иноземцев.

За последние месяцы в России случилось множество законодательных новаций: с одной стороны, власти в очередной раз озаботились «ренационализацией элит» (первая попытка такого рода была предпринята в далёком 2013 году, когда Кремль собирался вывести российский бизнес из офшоров); с другой стороны, в рамках борьбы с «пятой колонной» внутри страны было введено уголовное наказание за призывы к западным державам о введении против российских официальных лиц и компаний дополнительных санкционных мер. Оба этих тренда задают новое перспективное направление для «подрывной» деятельности российских диссидентов.

Недавние решения Госдумы и указы президента ограничивают занятие высоких официальных должностей для лиц с иностранным гражданством или видами на жительство в зарубежных странах. Они непосредственно коснулись депутатов Госдумы, членов Совета Федерации и Совета Безопасности. Стоит предположить, что список ими не ограничится, так как поправки к Конституции предполагают возможность запрета на двойное гражданство для всех госслужащих, а недавно внесённый Владимиром Путиным в Госдуму проект закона предполагает распространение этих ограничений ещё и на военнослужащих и других работников силовых структур.

Так как кампания направлена в том числе на максимальную зачистку политического поля от лиц, так или иначе связанных с «заграницей», то следует ждать дополнительных ограничений. При этом власти предприняли попытку ограничить деятельность отечественных диссидентов по привлечению западных правительств и некоммерческих организаций к борьбе с чиновниками, нарушающими права россиян. С 30 декабря, согласно закону №481-ФЗ, «распространение мнений о государственной политике» признано одним из видов политической деятельности, за которую при наличии иностранного финансирования гражданин может быть причислен к числу «иностранных агентов», а недавно Олег Дерипаска призвал приравнять попытки высказываться в пользу санкций против российских официальных лиц (а именно так может быть квалифицирована, например, деятельность, приведшая в своё время к принятию Конгрессом США и парламентами ряда европейских государств «Акта Магнитского») к государственной измене.

Можно говорить о том, что началось наступление на право обращаться в любые международные инстанции с жалобами на Российскую Федерацию, так как понятие «санкций» прописано в законе нечётко, и любые требования к России при желании могут быть рассмотрены как таковые. Между тем я хочу обратить внимание, что пока Кремль не додумался до того, чтобы как-то ограничить граждан в их праве содействовать исполнению законов Российской Федерации и указов президента, что и открывает новые интересные возможности.

Запрет чиновникам с иностранными паспортами и видами на жительство занимать государственные должности несомненно натолкнется на важное препятствие – недостаток подтвержденной информации на этот счет. Совсем недавно интернет обсуждал французский вид на жительство дочери первого заместителя главы Администрации президента Сергея Кириенко. При этом существует масса «утечек» относительно паспортов и документов депутатов, сенаторов и губернаторов: утверждается, что иностранное гражданство имеют, в частности, депутаты Жириновский, Лебедев, Макаров, Голушко, Блоцкий и Никонов; члены Совета Федерации Невзоров и Лисовский (только в нижней палате парламента, по утверждениям отдельных депутатов, заседают почти 40 человек с паспортами других стран), ряд губернаторов и мэров российских городов.

До 2020 года вице-премьером правительства являлась Ольга Голодец, предположительно имеющая гражданство Италии. Можно допустить также, что некие документы, подтверждающие право проживания в США и Европе, имеются (или легко могут появиться) у тех российских политиков, чьи дети давно живут за границей: законодательство большинства западных стран довольно лояльно относится к праву на воссоединение семей, так что такие граждане как Дмитрий Медведев (сын которого проживает в США); Сергей Лавров (дочь родилась в США и постоянно живёт в Лондоне); Дмитрий Песков (жена – гражданка США, дочь – гражданка Франции, а сын – Великобритании), и многие другие попадают в данную «группу риска» как минимум потенциально. Таким образом, ареал поиска представляется крайне широким.

В подобной ситуации перед западными правительствами и перед критиками режима Путина внутри России открывается новое поле деятельности: создание открытой базы данных о гражданстве и видах на жительство, полученных российскими гражданами в западных странах после 2000 года. Данный список может не включать тех, кто реально эмигрировал из России, получив паспорт иностранного государства и выйдя из российского гражданства – эти люди по определению не могут занимать в Российской Федерации официальных должностей и в рассматриваемом контексте интереса не представляют. Все же те, кто либо получил иностранный паспорт, но при этом в основном проживает в России, либо, имея право постоянного проживания за границей, сохраняет российское гражданство, если и не должны вызывать подозрение у зарубежных правительств, то, по крайней мере, потенциально являются нарушителями российского законодательства, которое, как мы отметили выше, обязывает граждан декларировать эти статусы.

Иначе говоря, в новых условиях вместо борьбы за принятие «глобального Акта Магнитского», который в лучшем случае затронет несколько сотен человек, или составления никого ни к чему не обязывающих «списков Путина», можно было бы начать лоббирование полного открытия официальной информации о россиянах, получавших паспорта США, Канады, Великобритании и стран ЕС или виды на жительство в этих государствах за последние годы. Данные о них имеются в распоряжении соответствующих министерств и ведомств этих стран; существуют точные имена и даты рождения, а также данные их российских документов, на которые оформлялись грин-карты и (или) прошения о получении иностранного гражданства. На это могут возразить, что разглашение подобной информации является нарушением права на неприкосновенность частной жизни – однако есть ответ: если законы Российской Федерации требуют предоставления её гражданами подобной информации, то её сбор и публикация является исполнением юридических норм России и может рассматриваться как осуществление правовой помощи нашей стране.

Нужно начать лоббирование полного открытия официальной информации о россиянах, получавших в последние годы западныепаспорта

Совершенно очевидно, что Россия с её коррумпированными структурами власти никогда не будет посылать в зарубежные инстанции запросы относительно второго гражданства своих чиновников (если только они не вышли из фавора и Кремль не ищет формального повода лишения их должностей и полномочий). Поэтому критически важно начать работу с другой стороны, раскрыв максимально большое количество информации о россиянах с двойным гражданством. Это формально не является введением санкций, не ограничивает прав данных граждан ни в какой сфере (если таковые и ограничиваются, то не теми, кто раскрывает данные сведения, а правительством их собственной страны), не умаляет возможности пользоваться собственностью или активами в любых юрисдикциях. Речь не идёт о раскрытии информации об имуществе этих лиц, об их семейном статусе, перемещениях по миру или иных аспектах их частной жизни – только о приподнимании завесы секретности над их национальным статусом.

При этом кампанию за реализацию подобных мер можно осуществлять под флагом работы по реализации очередного «плана Путина» – в данном случае по очистке коридоров российской власти от непатриотичных чиновников, проводимой в полном соответствии с законами Российской Федерации. Одной из наиболее характерных черт современного российского режима является его феноменальное лукавство. Принятием недавних законов Кремль ставит себя под удар именно с этой стороны. Формально он требует от своих слуг тотальной лояльности России, но на деле постарается этого требования не соблюдать. Разоблачение вранья российской элиты достигается через максимальное обнародование официальной информации о её членах.

Формально Кремль требует от своих слуг тотальной лояльности России, но на деле постарается этого требования не соблюдать

В дальнейшем события могут развиваться по двум сценариям. С одной стороны, российские власти могут признать соответствующими действительности сведения о том, что министр такой-то или депутат такой-то являются обладателями паспортов Испании и США и освободить их от занимаемых должностей, что уменьшит впредь желание российских чиновников покупать иностранные документы и, соответственно, сократит exposure западных официальных лиц к приносимой из России коррупции (так как сложно предположить, что бóльшая часть подобных документов оформляется в полном соответствии с местным законодательством). С другой стороны, тот или иной чиновник, его представители или российские органы власти могут выступить с официальным опровержением информации об имеющихся у него иностранных документах – и такой шаг должен квалифицироваться как официальный отказ от гражданства или вида на жительство, что также послужит укреплению национальной безопасности западных государств, сократив число их граждан, не обладающих по отношению к своей приобретённой новой родине достаточной лояльностью.

Подводя итог, повторю: в новых условиях Кремль сам дает в руки западных стран и российских диссидентов исключительно важное «оружие возмездия», которое может быть направлено против российской элиты в полном соответствии с российскими правовыми нормами. В условиях, когда на многих честных россиян власти готовятся навесить ярлыки «иностранных агентов», как никогда важно показать, насколько много таковых находится в высших эшелонах российской власти и насколько отечественная политическая элита все последние годы пыталась запастись гарантиями легального существования за пределами той страны, в беспредельной любви и преданности к которой она постоянно клянётся. Мне кажется, что коррупционными разоблачениями россиян сегодня уже не удивить, но разработка проблемы зарубежных паспортов и грин-карт (которые сегодня в сознании миллионов стараниями самой власти ассоциируются с государственной изменой) может стать новой темой, в ближайшие годы способной нанести болезненный удар по престижу власти. Причём в полном соответствии с её собственными пожеланиями…


{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!

Смотрите также
интересные публикации