Кража Россией предметов искусства все еще нарушает культурные нормы - «Иностранная пресса»
Бен Макинтайр | The Times
"Они хранятся в тайниках по всему миру - собрания предметов искусства, украденных во времена Второй мировой войны, спрятанных или тайно проданных бесчестными продавцами бессовестным покупателям", - пишет Бен Макинтайр в статье в The Times.
Это бесценное наследие хранится в частных коллекциях и скрытых запасниках; оно хранится, как мы узнали на прошлой неделе, после обнаружения 1400 предметов искусства в мюнхенской квартире, в тайных галереях, говорится в статье.
"Но в основном оно хранится в запасниках российских музеев, после того как его систематически вывезли из Германии советские войска в конце войны", - пишет автор.
Ужасающие грабежи предметов искусства, совершенные Гитлером, известны гораздо лучше, но массовые хищения Сталина остаются источником продолжающихся споров между Германией и Россией, пишет журналист.
С основанием ГДР полтора миллиона культурных объектов были возвращены СССР Восточной Германии, но остальное осталось, преимущественно, в Эрмитаже и Пушкинском музее, говорится в статье.
"В глазах русских эти объекты - не украденные предметы искусства, а победные трофеи, моральная компенсация за жестокости, совершенные Германией в СССР... и справедливое возмещение за украденные или уничтоженные вторгшимися нацистскими войсками предметы искусства", - отмечает Макинтайр.
Речь идет о двух фундаментально противоположных подходах к собственности, захваченной во время войны, рассуждает автор статьи. Римляне грабили покоренные народы, отбирая у них объекты искусства, чтобы пронести их в триумфе по улицам Рима. "Этот подход к трофеям господствовал вплоть до XIX века и находит сегодня отражение в России", - полагает он.
Гаагская конвенция 1907 года открыто запретила грабеж во время военного конфликта. Именно этого принципа придерживались западные союзники в 1943 году, учредив Секцию охраны памятников, искусства и архивов, с целью локализовать и защитить культурные объекты, не допустить грабежа войсками союзников, составить списки украденного искусства, проводя подготовку к их возвращению, говорится в статье.
"Однако этот принцип, столь важный для ведения "цивилизованной войны", Россия продолжает нарушать, ревностно охраняя награбленные немецкие сокровища и гарантируя, что борьба за украденные предметы искусства будет оставаться сражением, которому не видно конца", - заключает Макинтайр.