Подозреваемый в совершении бостонского теракта был одержим конспирологией - «Иностранная пресса»
Алан Куллисон | The Wall Street Journal
Обнаруженные в квартире Тамерлана Царнаева американские экстремистские газеты и другая литература свидетельствуют о его увлечении теориями заговора, выходящими за пределы исламского радикализма - как считали власти, подтолкнувшего его к совершению теракта. Эти материалы ему давал 67-летний мужчина, за которым он раньше ухаживал, передает корреспондент The Wall Street Journal Алан Куллисон.
Дело в том, что мать подозреваемых Зубейдат Царнаева зарабатывала на жизнь в качестве домашней сиделки, говорится в статье. В 2010 году ее клиентом стал Дональд Ларкинг, ставший инвалидом после ранения в ходе нападения на магазин, в котором он работал. Налетчик выстрелил ему в лицо, но Ларкинг чудом выжил.
По утверждениям близких, пожилой человек живо интересовался теорией заговоров и был подписан на газеты и журналы, подвергающие сомнению Холокост и обвиняющие в терактах закулисные элиты, а также американское и израильское правительства.
Когда мать Царнаевых не могла выполнять свои обязанности, она просила одного из сыновей ее подменить. Судя по всему, Тамерлан Царнаев нашел в Ларкинге родственную душу, полагает автор статьи: друзья семьи утверждают, что молодой чеченец и пожилой инвалид любили поговорить о политике.
Именно Ларкинг снабжал старшего из братьев Царнаевых экстремистской литературой. Автору не удалось взять интервью у самого мужчины, поскольку, по словам его адвоката, при ранении у его клиента были повреждены некоторые функции мозга, что затрудняет для него принятие решений и искажает восприятие действительности.
Официальное следствие утверждает, что к совершению теракта Царнаева подтолкнул радикальный ислам. Доподлинно известно, что он посещал джихадистские сайты, и соорудил самодельное взрывное устройство из скороварки при помощи статьи в онлайн-журнале "Аль-Каиды" Inspire, озаглавленной "Как сделать бомбу на кухне твоей мамы", сообщает Куллисон.
"Они были джихадистами-самоучками, и нельзя сказать, что какой-то конкретный человек повлиял на их образ мыслей", - говорит о братьях-террористах Брюс Хоффман, директор Центра по изучению безопасности в вашингтонском Джорджтаунском университете.
По словам экспертов в области борьбы с террором, американская экстремистская литература и исламистские публикации рассчитаны на разную аудиторию, но во многом схожи. И там и там речь идет о кознях американских и израильских властей, о надвигающемся апокалипсисе и героях, которые должны действовать, пока еще есть время, говорится в статье.
Вряд ли американская экстремистская пресса сформировала мировоззрение Тамерлана Царнаева, полагает бывшая профилировщица ФБР Мэри Эллен О'Тул, однако она могла утвердить его в его убеждениях.
Кроме того, сообщается, что у Царнаева был экземпляр "Заговора сионских мудрецов", а также книги и статьи о технике гипноза и силе внушения. Эльмирза Хожугов, бывший зять Тамерлана Царнаева, рассказал, что его родственник также увлекался техно-утопическим движением "Дух времени", адепты которого верили в скорый конец общества денег и превозносили экономику, управляемую неспособными к коррупции компьютерами.
Дядя старшего из братьев Царнаевых полагает, что интерес его племянника к религии и конспирологии был вызван, в первую очередь, личными неурядицами. У Тамерлана не было никаких карьерных или академических перспектив, а до теракта он сидел дома с ребенком, передает корреспондент.
По словам адвоката Ларкинга, его клиент очень ценил общение с Царнаевым, поскольку тот не называл его высказывания неправильными или лживыми. После гибели своего молодого друга Ларкинг погрузился в депрессию и озлобился. Он уверен, что Тамерлан сам пал жертвой заговора, сообщается в публикации.
Девлин Баррет принял участие в написании данной статьи