Почему Франция проигнорировала предупреждения турецких спецслужб - «Иностранная пресса»
Хаснаин Казим | Der Spiegel
Если бы французские правоохранительные органы не проигнорировали информацию турецкой внешней разведки (MIT), они могли бы задержать одного из исполнителей теракта в Париже - 29-летнего уроженца пригорода Парижа Исмаэля Омара Мостефая, совершившего теракт в театре Bataclan. Именно так считают турецкие эксперты. "По их информации, MIT дважды - в декабре 2014 и июне 2015 года - сообщала французам информацию о местоположении Мостефая, но оба раза французские власти не среагировали", - пишет Хаснаин Казим на страницах Der Spiegel.
В прошлом году Франция обратилась к Турции с просьбой предоставить ей информацию о четырех французских гражданах, подозревавшихся в терроризме и, предположительно, находившихся на территории Турции. "При проверке личностей этих людей мы наткнулись и на Мостефая, - говорит человек, знакомый с ходом дела, но пожелавший остаться неназванным. - Мы посчитали его столь же опасным, как и четырех остальных. И, хотя его не было в списке людей, к которым Франция проявляла интерес, мы все равно передали информацию о нем". В конце 2000-х Мостефай, как говорится в материале, увлекся радикальным исламом, в конце 2013 года отправился в Турцию и, возможно, некоторые время даже пробыл в Сирии.
"Если бы они отнеслись к нашей информации всерьез, они, возможно, задержали бы его", - говорят теперь в Турции. Но не так давно глава французского МИДа Лорен Фабиус заявил, что ему ничего не известно о предупреждениях турецких спецслужб по поводу Мостефая.
В действительности, как пишет Казим, отношения между французскими спецслужбами и MIT нельзя назвать хорошими. Источник из турецкой спецслужбы утверждает, что "сотрудничества практически нет". Причиной тому послужило убийство трех курдских женщин в январе 2013 года в Париже. Тогда турецкое правительство попыталось направить расследование французской стороны в "нужное" русло, заявив, что случившееся - "внутренние разборки" в курдской PПK. Но очень скоро следствие назвало главным подозреваем по делу 30-летнего Омера Гюни, который выдавал себя за этнического курда, но лгал, как выяснила французская полиция. На самом деле он был турком и имел связи с турецкими спецслужбами. "Разумеется, никаких доказательств, что к убийству причастна MIT, не было, но подозрения, как говорят западные эксперты, не развеяны до сих пор", - констатирует Казим.