России нужны основополагающие европейские ценности - «Иностранная пресса»
Алексей Миллер | Die Zeit
25 лет назад распался СССР. После себя он оставил русским гордость за победу над Гитлером, руины национальной политики и неоконченные дебаты о ценностях, пишет в своей статье для Die Zeit российский историк Алексей Миллер.
"Когда речь заходит об отношении сегодняшней России к своей советской истории, разговор, как правило, вертится вокруг трех тем: победы над гитлеровской Германией в ходе Второй мировой войны, политических репрессий и тоски по якобы такой простой жизни с ее социальными гарантиями после смерти Сталина. Что касается двух последних тем, то в общественных дебатах вокруг них так и не было до сих пор достигнуто консенсуса. За редким исключением все сходятся во мнениях только относительно темы войны против нацистской Германии", - отмечает Миллер.
По мнению автора публикации, еще два аспекта советской истории так и не были подвергнуты достаточному анализу и проработке: это национальная политика и тяготение к Западу представителей интеллигенции в 1970-1980-е годы. "Решения, которые будут приниматься о будущем России, напрямую зависят от того, в какой степени понимаются или не понимаются эти две темы", - уверен Алексей Миллер.
Главной из этих двух тем историк считает национальную политику в Советском Союзе. После распада СССР 80% населения России составляли этнические русские. Учитывая распространенное представление о том, что национальное государство является "нормальной" формой политической организации, превалирующее число этнических русских приводит к рассмотрению России как государства, где титульная нация становится законным "этническим собственником".
"Россия при этом унаследовала от СССР руины национальной политики, в рамках которой этнические группы приписывались к определенной территориальной единице - советская власть не следовала концепции национальных меньшинств, а создавала новые территориальные единицы, в которых превалировали отдельные этнические группы".
"В сегодняшней России, - продолжает автор, - существуют 22 автономные республики, представляющие собой политически мобилизованные группы народов, проживающие на закрепленной за ними территории. Попытка построить на этих территориях национальное государство без учета советского наследия обречена на провал".
Россия, замечает автор статьи, стоит перед серьезным политическим вызовом, ответом на который может стать принципиально новая модель федеративного государства, учитывающая наследие советской национальной политики.
"Сегодня многие россияне негативно оценивают национальную политику советской эпохи. Многие видят в развале СССР последствия именно этой политики. Дискриминация русских в целом ряде соседних государств нередко рассматривается также как следствие распада Советского Союза", - комментирует Миллер.
"Другой темой советского прошлого, нуждающейся в масштабной проработке, становится история интеллектуального дискурса последних десятилетий существования СССР. Это было время, когда большинство уже отвергало коммунистическую идеологию и искало надежду на лучшее будущее в альтернативных нормах и ценностях на Западе, прежде всего в Европе. При этом чаще всего желанной целью поиска была совокупность русских и западных ценностей", - продолжает автор материала. Именно поэтому в преддверии заката СССР горбачевская политика открытости и стремление "стать частью цивилизованного мира" получили столь широкую поддержку.
"Однако после развала СССР тех, кто ждал быстрой и равноправной интеграции России в западные структуры, ждало разочарование. Поэтому и отношения между Россией и Западом сегодня пришли к состоянию, хуже которого не было со времен распада СССР", - говорится в статье.
"В России доминируют антизападные настроения, многие считают, что чаяния советской интеллигенции в 1970-1980-е годы были наивным заблуждением, свидетельствующим о легковерности и доверчивости в отношении Запада. Многие русские надеялись, что после заката коммунизма их будут ценить больше - однако на деле выяснилось, что никто не готов ценить их просто за то, что они русские. Доверчивость в отношении Запада можно действительно расценивать как слабость тогдашних российских либералов", - приходит к выводу российский историк. При этом он указывает на то, что от некоторых важных идей того времени дистанцироваться не стоит: "Интеллектуальные и моральные усилия ведущих умов той эпохи не потеряли актуальности и сегодня".
"Даже при том, что в настоящий момент Россия находится в той фазе, в которой она порывает со своей 300-летней традицией европейской перспективы (именно сегодня страна переживает эти эпохальные перемены в своей коллективной идентичности), это не должно стать поводом окончательно распрощаться с проевропейской интеллектуальной традицией", - замечает Алексей Миллер.
Даже прощаясь с мечтой об "общем европейском доме", мы не должны отвергать все европейские ценности скопом. Они очень важны для будущего России, независимо от того, понимает она себя как часть Европы или нет. "Принципы правового и социального государства, права человека - уважение этих ценностей является неизбежной предпосылкой для всех успешных проектов по развитию, в том числе и для постевропейской России", - пишет в заключение российский историк.