Сомнения в "эффекте Моцарта" - «Иностранная пресса» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Инопресса » Сомнения в "эффекте Моцарта" - «Иностранная пресса»
Сомнения в "эффекте Моцарта" - «Иностранная пресса»
Алисе Ланцке | Die Welt "Некоторые женщины включают для своих еще не родившихся малышей классическую музыку. Это якобы должно улучшить их будущие достижения в учебе. Однако исследования показывают, что "эффект Моцарта", возможно, является заблуждением", - сообщает немецкое издание Die Welt. "Когда

Алисе Ланцке | Die Welt


"Некоторые женщины включают для своих еще не родившихся малышей классическую музыку. Это якобы должно улучшить их будущие достижения в учебе. Однако исследования показывают, что "эффект Моцарта", возможно, является заблуждением", - сообщает немецкое издание Die Welt.

"Когда в 1993 году американский психолог Френсис Раушер из Калифорнийского университета в Ирвайне сообщила в научном журнале Nature, что некоторые из ее учеников лучше решали визуально-пространственные задачи после того, как до этого в течение 10 минут они слушали одну из сонат Моцарта, это было воспринято как доказательство воздействия музыки на умственные способности людей. Этот феномен получил название "эффект Моцарта" и привел среди прочего к тому, что в двух штатах США родители после рождения ребенка получали CD-диск с записями композитора", - отмечает издание.

"Хотя сегодня этот эффект по большей части считается опровергнутым, его регулярно приводят в пример, когда речь идет о возможном положительном воздействии музыки. Игра на музыкальных инструментах якобы развивает интеллект, стимулирует оперативную память и оттачивает восприятие звуков, что в свою очередь улучшает обработку речи и чтение. Однако эти эффекты, предположительно, не так велики или, по крайней мере, должны рассматриваться дифференцированно, о чем свидетельствует исследование, проведенное психологом Джованни Салой из японского Университета здоровья Фудзита и специалистом по когнитивным исследованиям Фернаном Гобе из Лондонской школы экономики и политических наук. Они проанализировали результаты исследований о взаимосвязи музыкального воспитания и когнитивных способностей, а также школьной успеваемости детей. Изученные ими данные включали в себя 54 исследования, проведенных с 1986 по 2019 год, в которых в общей сложности приняли участие 6984 ребенка в возрасте от 3 до 16 лет".

"Результат анализа был опубликован в научном журнале Memory & Cognition: музыкальное воспитание не оказывает положительного воздействия на когнитивные способности детей, а также на их школьную успеваемость по математике, чтению и письму. Об этом свидетельствуют в первую очередь высококачественные работы - то есть исследования, включавшие, например, контрольную группу с детьми, не занимавшихся музыкой, но, например, занимавшихся рисованием или спортом. По словам ученых, небольшой эффект был заметен лишь в исследованиях, не включавших в себя подобные контрольные группы".

"Благодаря игре на флейте никто не станет лучше решать дифференциальные уравнения, но об этом и не идет речи", - комментирует исследование нейропсихолог Лутц Йэнке из Цюрихского университета. "Даже если влияние занятий музыкой на когнитивные способности не так велико, они несут пользу для детей, а именно дети овладевают музыкальным инструментом". Такого же мнения придерживается и Штефан Кёльш, психолог и нейробиолог из Бергенского университета в Норвегии. По его словам, музыка стимулирует основополагающие для развития ребенка функции, причем в форме игры: "К ним относятся наблюдательность и внимательность, память и сенсомоторика, а также эмоциональные и социальные функции".

"К тому же, по словам Кёльша, несколько исследований доказали, что музыкальное воспитание полезно прежде всего детям с нарушениями развития, например, с аутизмом, или трудностями в обучении. Упражнения на чувство ритма могут положительно влиять на детей с дислексией. По мнению психолога, можно было бы разработать музыкальные тесты, с помощью которых можно было бы выявлять нарушения в развитии значительно раньше, чем с использованием привычных методов. "Нарушения речи мы зачастую выявляем, когда уже, в сущности, поздно, - говорит Кёльш. - При этом тесты на чувство ритма можно проводить уже для 2-летних детей".

"Существуют лонгитюдные исследования, показывающие, что обучение игре на музыкальном инструменте существенно влияет на структуры мозга детей, - добавляет Йэнке. - Это не означает автоматически, что благодаря музыке дети становятся умнее. Но таким образом может сформироваться когнитивно-анатомический резерв, который действует вплоть до преклонного возраста".

"В этой связи Йэнке напоминает об известном "исследовании монахинь" в США: в нем анализ мозга 600 монахинь показал, что даже те из них, кто страдал деменцией или болезнью Альцгеймера, при жизни были умственно активными, и у них почти не было нарушений. "В юности и в молодости эти монахини были очень активными в когнитивном плане, и это, вероятно, уже в молодости изменило их мозг так, что у них сформировалось достаточно резервов для того, чтобы в старости противодействовать начинающимся деструктивным процессам", - резюмирует нейробиолог".

"Не вызывает сомнений то, что игра на музыкальном инструменте положительно сказывается на внимательности, самоконтроле и дисциплине и важна для самовыражения и саморазвития - а эти аспекты, по словам Йэнке, обладают чрезвычайной ценностью для молодежи: "На мой взгляд, они гораздо важнее для формирования личности, нежели хорошие оценки по математике", - передает Die Welt.

Источник: © Die Welt

{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика