Как Баку инструментализирует ислам - «Иностранная пресса» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Инопресса » Как Баку инструментализирует ислам - «Иностранная пресса»
Как Баку инструментализирует ислам - «Иностранная пресса»
Поль Тавиньо | Le Monde "После победы в Нагорном Карабахе президент Азербайджана Ильхам Алиев стал все чаще прибегать к религиозной риторике", - пишет специальный корреспондент Le Monde в Баку Поль Тавиньо. "Азербайджанский солдат с высоты недавно захваченной армянской часовни в Нагорном Карабахе

Поль Тавиньо | Le Monde


"После победы в Нагорном Карабахе президент Азербайджана Ильхам Алиев стал все чаще прибегать к религиозной риторике", - пишет специальный корреспондент Le Monde в Баку Поль Тавиньо.

"Азербайджанский солдат с высоты недавно захваченной армянской часовни в Нагорном Карабахе провозглашает "Аллах велик!" Президент Азербайджана благодарит "Аллаха за то, что дал мне силы для освобождения наших земель от оккупантов" и проклинает "лидеров некоторых западных стран, разжигающих исламофобские настроения". Эти знаковые последовательности, похоже, логически сочетаются друг с другом и включают нарратив о войне в Нагорном Карабахе в общую "цивилизационную войну" между исламом и христианством, где воплощением последнего является побежденная Армения", - говорится в статье.

"Однако многие в Азербайджане вздрогнули, услышав новую исламскую риторику Ильхама Алиева. До сих пор режим превозносил свою модель мультикультурализма и мирного сосуществования мусульман (70% шиитов, 30% суннитов), христиан и евреев. Авторитарный президент, которого в 2003 году привел к власти его отец Гейдар Алиев, был известен не только своим вкусом к роскоши, но и тем, что он дистанцировался от религии", - отмечает автор статьи.

"По мнению эксперта по политическому исламу Алтая Гоюшова, речь идет о "символических жестах, продуктах продуманной государственной политики. Власти Азербайджана воспользовались возможностью, предоставленной войной, чтобы ускорить приручение ислама".

" Исламистский и особенно шиитский активизм всегда находился в оппозиции к светскому авторитарному азербайджанскому режиму, который по природе своей не терпит независимой деятельности и стремится контролировать и направлять любые публичные дискуссии в стране, - анализирует Гоюшов. - Война предоставила власти возможность воспользоваться религиозным дискурсом исламистов в собственных целях".

"Такое приручение ислама можно увидеть невооруженным глазом на улицах Баку. В стране, которая долгое время оставалась под персидским влиянием, а затем пережила семьдесят лет коммунизма, плохо принимают нарочитую демонстрацию благочестия и салафитскую одежду", - говорится в статье. - Еще более удивительно то, что антагонизм между шиитами и суннитами, похоже, смягчается. Шиит Эльшан, охранник мечети Эждер бей в Баку, молится бок о бок со своим другом и суннитом Зауром. В здании, которое может вместить до двух тысяч молящихся, они совершенно одни. Эльшан с гордостью объясняет Le Monde, что в Азербайджане "нет никаких различий между шиитами и суннитам, кроме нескольких ритуальных жестов". Такова "экуменическая" версия ислама, которую азербайджанские власти предписывают обществу".

"Такие усилия предпринимаются в основном через Управление мусульман Кавказа, этот орган находится в Баку и состоит из шиитских и суннитских религиозных деятелей, - описывает автор статьи. - Его пожизненный председатель ("шейх-уль-ислам") Аллахшукюр Пашазаде, приверженец шиитского направления, объясняет, что Азербайджан "сумел объединить два течения ислама" благодаря "атмосфере доверия, созданной Гейдаром Алиевым".

" По мнению Гоюшова, основная функция Управления мусульман Кавказа состоит в том, чтобы контролировать мечети и назначать шиитских и суннитских имамов, дабы вытеснить всех радикалов. Страну не раз сотрясали беспорядки, явно вызванные радикальными шиитскими проповедями, такие как в Нардаране в 2015 году и в Гяндже в 2018 году. Что касается суннитов, то Азербайджан породил возник один из крупнейших контингентов джихадистов и отправил их воевать в Ирак и Сирию - 1477 джихадистов на население в 10 миллионов человек", - сообщает автор публикации.

"Опасаясь этого тлеющего вулкана, власти решили исключить из мечетей проповедников, прошедших подготовку за пределами страны, потому что они могут быть носителями политического ислама и иностранного влияния, - указывает Тавиньо. - На данный момент Управление назначило около 600 имамов для 2200 мечетей страны, что подчеркивает нынешние ограничения государственного контроля. Постепенно внедряется система, напоминающая режим конкордата во Франции 1801 года, и утвержденным муллам и имамам выплачивается заработная плата в размере около 250 евро. Фактически они получают вознаграждение из Фонда пропаганды духовных ценностей, специально созданного для того, чтобы обойти Конституцию Азербайджана, которая предусматривает разделение религии и государства", - комментирует журналист.

"Однако не нужно долго искать, чтобы найти мусульман, которым не подходит эта одомашненная версия ислама. 34-летний Фуад и 51-летний Эльхан принимают Le Monde на своем рабочем месте в пригороде Баку. У них аккуратный магазинчик по продаже импортных товаров. "Я говорю только правду, и мне нечего бояться за свое спасение", - утверждает Эльхан. "Но не нужно называть наши имена или показывать наш магазин, иначе власти немедленно его закроют", - с сожалением говорит этот шиит. Его расстраивает "нетерпимость государства к благочестивым мусульманам". В России и Грузии, которые являются странами с христианским большинством, женщинам разрешают покрывать голову, а здесь - нет! Я не хочу, чтобы моя жена открывала лицо перед другими мужчинами или позировала так для фото на паспорте". Его друг Фуад недоволен духовенством Азербайджана и особенно Аллахшукюром Пашазаде. "Он никогда не защищает мусульман, когда их права нарушаются государством. Для меня он просто бизнесмен. У него нет никакого авторитета среди мусульман".

"А пока эйфория от победы в Карабахе и закрытие мечетей позволяют скрыть этот подпольный ислам, невосприимчивый к попыткам Ильхама Алиева приручить ислам во всех его проявлениях. Однако давление на мусульман сверху рискует разрушить показное единство, находящееся на линиях разлома между шиитами и суннитами, государством и фундаменталистами", - резюмирует Поль Тавиньо.

Источник: © Le Monde

{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика