Учить мучителей. Как российская система образования и воспитания породила убийц, мародеров и садистов - «Общество» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Общество » Учить мучителей. Как российская система образования и воспитания породила убийц, мародеров и садистов - «Общество»
Учить мучителей. Как российская система образования и воспитания породила убийц, мародеров и садистов - «Общество»
Массовые расправы над гражданским населением в Бородянке, Буче, Мариуполе и других городах и поселках Украины шокировало многих: мало кто ожидал, что солдаты и офицеры российской армии будут вести себя так жестоко. В действительности же это не так удивительно - семья, школа и армия в России стали

Массовые расправы над гражданским населением в Бородянке, Буче, Мариуполе и других городах и поселках Украины шокировало многих: мало кто ожидал, что солдаты и офицеры российской армии будут вести себя так жестоко. В действительности же это не так удивительно - семья, школа и армия в России стали системой насилия.


Содержание
  • Упадок военного образования

  • Парни из деревни

  • Семья, школа и армия - источники насилия

Не остается никаких сомнений в системном характере военных преступлений после публикации манифеста о геноциде украинцев, опубликованного РИА «Новости», признания российского военного командования в расстреле десятков людей в гражданской одежде (десятков - это в одном только Мариуполе) и многочисленных публикаций радиоперехватов. Тем не менее, даже идеологическая накачка и сознательный курс Кремля на уничтожение мирных жителей сами по себе не объясняют, почему эти преступления становятся возможными. В конце концов, даже военные обладают свободой воли и, как и всякие люди, должны обладать пониманием законов, а также руководствоваться нормами этики, как общечеловеческой, так и профессиональной. И если мы видим, что это все эти ограничители перестают работать, мы должны обращать внимание не только на политический курс, но и на институциональные и социальные особенности российских вооруженных сил.

Упадок военного образования

Одним из важнейших факторов, способствующих тому, что российская армия склонна быстро превращаться в воюющих с гражданским населением мародеров и насильников, является качество офицерского корпуса. Десятилетиями, еще с советских времен, оно было очень неровным в разных видах и родах войск, что было следствием недоверия власти к собственной армии. Однако в постсоветской России это недоверие лишь усугубилось — сказались две попытки переворотов с участием армии в 1991 и 1993 годах, а также относительно высокая популярность в обществе армейских генералов Александра Лебедя и Льва Рохлина. Как следствие, Кремль постоянно решал дилемму: как сделать российских офицеров способными эффективно воевать и одновременно не допустить их чрезмерного влияния и превращения в политических субъектов в рамках авторитарного правления.

Российская армия склонна превращаться в воюющих с гражданским населением мародеров и насильников из-за качества офицерского корпуса

Во многом этим и объяснялся тот факт, что военная реформа, которая предполагала качественные изменения в военном образовании, ставку на службу по контракту (добровольный найм), информатизацию вооруженных сил и использование высокоточных вооружений и контуры которой были сформулированы уже к концу 1980-х годов, откладывалась на протяжении десятилетий. Дело в том, что уже в те годы было понимание — реальная модернизация вооруженных сил возможна лишь в рамках общей демократизации.

Вообще, в демократической республике политизация армии сдерживается процедурами и политической субъектностью граждан. Авторитарная система сдерживает политизацию армии через фрагментацию силового аппарата (многочисленные военизированные спецслужбы), партийный и/или политико-полицейский контроль и т.д. Однако на рубеже 2000–2010-х годов Кремль столкнулся с еще одним вызовом: война против Грузии, которая в значительной степени была вызвана рыночными и демократическими реформами, проводившимися тогдашним президентом Михаилом Саакашвили, далась слишком высокой ценой — надо было всерьез браться за модернизацию вооруженных сил. И начавшаяся тогда военная реформа наследовала планам Перестройки, а значит — она также предполагала ревизию системы военного образования. Правда, на этот раз всерьез обсуждалась возможность взять за образец западную, преимущественно американскую, систему, к тому же современные вооружения, огромные объемы информации и опыт прошедших в 1990–2000 годах войн предъявляли теперь еще более высокие требования к характеру и глубине военных образовательных программ, чем это было двумя десятилетиями ранее.

Но российская власть быстро осознала опасность формирования офицерского корпуса, который будет просто не совместимым с коррупционной природой самой этой власти, а также с ее общим организационным и интеллектуальным потенциалом. В итоге от попыток реформирования военного образования в России отказались уже в начале 2010-х годов. Как и в предыдущие времена, продолжилась подготовка российских офицеров в виде «военных ремесленников», способных обращаться лишь со своими системами вооружений, модернизируемыми или вновь создаваемыми. Однако за неимением фундаментальной естественнонаучной и гуманитарной подготовки они плохо способны учиться на протяжении всей службы, мыслить не по шаблону и адекватно выстраивать управление своими собственными войсками, а также взаимодействие с гражданским населением в зоне конфликта. На это накладывалось и стремление власти усилить контроль над офицерами через бюрократизацию всех процессов и практику жестких материальных взысканий с них по суду за явные или мнимые нарушения, что еще больше отбивало их самостоятельность и готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Продолжилась подготовка российских офицеров в виде «военных ремесленников»

Более того, в попытке поддерживать численность армии близкой к номинальному 1 миллиону человек, российское руководство сильно занизило требования к абитуриентам военных университетов. Например, по итогам 2020 года средние баллы поступающих по всем военным университетам были следующими: 76,3 балла по русскому языку («отлично»); 63,1 балла по математике («хорошо»); 60,9 баллов по обществознанию («хорошо») и 58,7 баллов по физике («хорошо»). Учитывая, что в военные училища, институты и академии обычно сдается 3 экзамена, плюс физкультура, средний балл зачисленных курсантов получается 198–200, что соответствует минимальному проходному баллу для многих специальностей в региональных гражданских университетах в тот год, а нередко и вовсе не дотягивает до него.

Если же говорить о минимальных проходных баллах по сумме трех экзаменов (русский язык, математика профильного уровня и обществознание) в учебные заведения сухопутных и воздушно-десантных войск по специальности «управление персоналом в вооруженных силах», то они сегодня следующие: Казанское высшее танковое командное училище — 109; Новосибирское высшее военное командное училище — 112; Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище — 105; Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище — 110. Проще говоря, достаточно набрать по каждому предмету баллы, минимально достаточные для получения оценки «удовлетворительно» или «тройки» по классической 5-балльной шкале. Получается, что в будущие офицеры берут всех, кто соответствует по группе здоровья и формально демонстрирует наличие хоть каких-то остаточных школьных знаний. Очевидно, что и итоговое качество подготовки в такой образовательной системе априори низкое.

В будущие офицеры берут всех, кто соответствует по группе здоровья и демонстрирует наличие хоть каких-то школьных знаний

Таким образом, российский офицерский корпус, воюющий сегодня в Украине — а это, в основном, младшие и средние офицеры, обучавшиеся как раз в 2010-х годах — имеет ограниченную профессиональную дееспособность и низкие интеллектуальные и моральные качества. А постоянное делегирование ответственности за решения наверх и действия под постоянным контролем с этого самого верха приводят к тому, что в ситуации, когда офицер оказывается без прямого контроля, у него возникает ощущение безответственности и безнаказанности. Так снимаются тормоза.

Парни из деревни

Отдельным фактором является система отбора солдат в российские сухопутные и воздушно-десантные войска, на которых лежит основная ответственность за происходящее на поле боя.

Сухопутные войска, численность которых оценивается в 270–280 тысяч человек — это крупнейший российский вид войск, — традиционно предъявляют к интеллектуальным, моральным и психологическим качествам солдат минимальные требования. Ключом к пониманию здесь являются особенности призывной системы. Самых образованных, развитых, адекватных или хотя бы просто сообразительных новобранцев забирают к себе флот, ракетные войска стратегического назначения и воздушно-космические силы, из них же затем эти виды и рода войск пытаются рекрутировать своих контрактников.

Сухопутные войска довольствуются теми, кто остается, но при этом тоже вынуждены ранжировать новобранцев. Более способных из них стараются отбирать в ракетные войска, артиллерию, в зенитно-ракетные части и части управления и связи. В итоге в обычные мотострелковые части попадают далеко не самые выдающиеся молодые люди, чей уровень образования и культуры зачастую является крайне неудовлетворительным.

И этот уровень непосредственно коррелирует с тем, откуда эти новобранцы родом. Дело в том, что система образования в России на протяжении многих лет институционально деградирует: бюрократизация, утрата гибкости, низкие доходы преподавателей, нехватка кадров, практическое отсутствие свободы и доверия — все это ведет к имитации образовательного процесса на уровне школьного, среднего профессионального и даже высшего образования. Правда, в крупных городах этот процесс частично купируется за счет более развитой социальной и культурной среды, экономической активности, а также за счет конкуренции школ, гимназий, колледжей и техникумов. Что же касается малых городов и сел, то там проблемы системы образования проявляются особенно остро, доступ к культурным институциям отсутствует или крайне ограничен, да и процветающими и зажиточными их назвать никак нельзя. То же самое касается, к слову, и бедных российских республик Сибири и Кавказа.

Именно поэтому в сухопутных войсках превалируют выходцы именно из таких мест, что сегодня подтверждается и сведениями о погибших и пленных. В условиях боевых действий и сильнейшего стресса от тонкого культурного слоя внутри таких людей редко что остается, зато обнажаются архаические пласты сознания и биологическое естество.

Схожие процессы, несмотря на ореол «элитарности», происходят и в ВДВ, численность которых оценивается в 45 тысяч человек. Здесь ключевыми факторами отбора являются очень хорошее физическое здоровье, более устойчивая психика и спортивная подготовка. Требования к интеллектуальному и моральному потенциалу российских десантников не являются ценными сами по себе, но являются производными от необходимости соблюдать гораздо более строгую дисциплину в ходе службы и обучаться несколько более сложным вещам. Как следствие, человеческий капитал ВДВ, казалось бы, должен быть выше, чем в сухопутных войсках, несмотря на тот факт, что основной набор также получается из малых городов, сельской местности или из выпускников спортивных школ и реже — из физкультурных институтов в крупных городах, которые фактически не дают адекватной гуманитарной подготовки.

Даже «элитарные» ВДВ не имеют адекватной гуманитарной подготовки

Однако обратной стороной ставки на физическую подготовку и строгость дисциплины является имманентное отсутствие гибкости мышления. И если боевая задача поставлена нечетко или ее выполнение идет не по плану — это чревато дезориентацией и срывами среди «элитных» солдат и офицеров.

Особенно тут стоит учитывать, что российские ВДВ традиционно готовятся к столкновению с регулярными силами (и к рейдам по тылам таких сил) или как минимум с крупными организованными отрядами противника и плохо готовы к боевым действиям в городской среде, к контрпартизанской борьбе и адекватному взаимодействию с гражданским населением. Даже в ходе сирийской кампании российские ВДВ принимали вспомогательное участие, в основном, десантируя грузы воюющим на земле отрядам, лояльным Дамаску. Что касается миротворческих операций с их участием ВДВ в Нагорном Карабахе с 2020 году и в Казахстане в январе 2022 года, то они вообще не предполагали активных действий. Таким образом, характер нынешней войны и активное, даже невооруженное, сопротивление украинских граждан российской агрессии делает военные преступления со стороны российских десантников неизбежными.

Характер нынешней войны и сопротивление украинских граждан агрессии делает военные преступления неизбежными

Таким образом, российские военные преступления в Украине являются следствием общего интеллектуального и культурного упадка в российской провинции, помноженного на политику российского авторитаризма, практически не заинтересованного в развитии образования, но заинтересованного в лояльных и минимально компетентных исполнителях.

Семья, школа и армия - источники насилия

Третьим базовым социальным истоком преступлений российских военных является воспроизводство культуры насилия в российских семьях, школах и в самой армии. Очень часто российские семьи — это круговорот регулярного физического и психологического насилия членов семьи друг над другом. Это умножается на дефицит общения внутри семей. В итоге получаются молодые люди, которые росли в условиях, близких к аномии, то есть к распаду социальных связей и культурных отношений. Для них самих грань между нормой и преступлением бывает далеко не всегда очевидной.

То же самое происходит в российских школах, только там психологическое насилие преобладает над физическим. Имеет место систематическая травля учителями, терпящими регулярные унижения от вышестоящего начальства, своих учеников, а учениками — друг друга, и обратно учителей. Когда такие вчерашние ученики попадают в армию, они там сталкиваются также с устойчивой иерархией психологического и физического насилия вышестоящих чинов над нижестоящими и взаимного насилия солдат.

Когда вчерашние ученики попадают в армию, они сталкиваются с устойчивой иерархией психологического и физического насилия

И если инциденты с вооруженными нападениями подростков и молодых взрослых (18–19 лет) на свои школы, техникумы и университеты в России являются единичными и вызывающими резонанс и непонимание, а чудовищных инцидентов в армии в мирное время вроде убийства российским солдатом-срочником с военной базы в Гюмри (Армения) местной армянской семьи или расстрела солдатом-срочником своих сослуживцев в ответ на издевательства в одной из частей ядерного обеспечения, на первый взгляд, стало меньше, то регулярное насилие «ниже радаров» россиянами не замечается. Та же войсковая часть в Князе-Волконском (Хабаровский край), чьи военнослужащие стали палачами и мародерами во время резни в Буче, имеет многолетнюю мрачную славу среди солдат и офицеров на всем Дальнем Востоке. Даже за несколько дней до начала войны, когда многие оттуда уже были переброшены в Беларусь, в Князе-Волконском произошел инцидент с массовым избиением солдат.

Такое насилие порождает стресс, который большинство «переваривает» внутри себя и который в мирное время лишь иногда пугающим образом выплескивается наружу. Однако в условиях войны тормоза также снимаются, и многолетний опыт унижений, жестокого обращения и бесправия перед лицом собственных родителей, учителей, командиров и власти в целом вырывается наружу уже в массовом порядке. И даже если тот или иной военнослужащий вне зависимости от звания не совершает военных преступлений сам, он предпочитает не замечать такие преступления, совершаемые его сослуживцами.


{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика