Изначально планировали продавать пластинки и книги. Первая книга, которую начали продавать в нашем интернет-магазине, была моего авторства. Это сборник рассказов «Мы» 2010 г., в 2015 г. я выпустил еще одну книгу — «Дом Ра».
Потом стали приходить знакомые, предлагали бесплатно забрать у них книги, те самые, которые с советских времен в стенках стояли. Забирали… Само собой получилось, что в одной из коллекций, которую мы купили, были CD. Стали их продавать тоже. Также появились аудиокассеты, подборки журналов.
В магазине на сегодняшний день представлено 14 тыс. уникальных пластинок, примерно 4 тыс. уникальных книг и 2 тыс. дисков. Если принимать во внимание дубли пластинок и книг, то общая емкость магазина порядка 30 тыс. товаров.
Продажи идут хорошо? Вложения окупились?
— Ну, наверное, раза три окупились. Выручка магазина составляет 1,5-2 млн в месяц при довольно высокой рентабельности.
На мой взгляд, покупают винил, потому что мы продаем ностальгию, в первую очередь. Послушать музыку и в телефоне можно, другое дело подержать в руках пластинку — это эмоции. По идее, у каждой позиции есть свой покупатель. Другое дело, что товар требует каталогизации, контроля, хранения на конкретной полочке и прочего.
Бывают случаи, когда покупаешь пластинки лотом из расчета 200 руб. за штуку, а в коллекции оказываются пластинки, которые стоят 2-3-5 тыс. руб. — жемчужины. Мы раза три покупали такие коллекции, которые оказались настоящим кладом, за подобным люди обычно ездят в Стокгольм.
Вы ведь тоже ездили в Стокгольм. Большую коллекцию пластинок оттуда привезли?
— Первый раз я летал в Стокгольм на самолете, просто на разведку. Каждый день ходил на почту и отправлял партию пластинок.
А второй раз мы поехали с товарищем на машине, потому что так проще перемещаться. Это было начало 2020 г., если помните, в конце февраля весь мир сел на карантин, границы закрылись. То есть буквально успели вернуться в Россию за неделю до начала карантина. Я в том путешествии остался без загранпаспорта, удивительная поездка оказалась…
В книге вы упоминаете, что после 2022 г. продажи винила и работа интернет-магазина сильно изменились.
— Выручка магазина упала и пришлось креативить, искать проекты, которые могли бы выручку поднять. Так появился новый проект — малотиражная типография.
Вы запустили типографию «Интерра Медиа» в 2023 г., как это было?
— До настоящего момента я и мой товарищ, который пишет прозу, издавали собственные книги на стороннем книжном ресурсе — сложный, долгий и не самый приятный процесс. Муторное взаимодействие с редактором, корректором, дизайнером, и, честно говоря, стоимость продукта ого-го.
И зачем мне эта нервотрепка, подумал я. Добавили издательский ОКВЭД, проработали юридические аспекты. Разобрались в стартовом технологическом наборе, купили оборудование, запустились. Теперь все делается быстро и без проволочек. За три месяца издано семь книг под нашим ISBN — это довольно приличная скорость. Недавно переиздали книгу Павла Распопова «Река Ай» — отдельно горжусь этим изданием.
Вы сотрудничаете со сторонними авторами?
— Конечно, но пока что берем небольшие объемы. Учитывая заказы на печать рекламной продукции, загрузка у типографии сейчас 200%.
Вы могли в 1998 г. представить, что к 2023 г. у вас будет медиагруппа из пяти самостоятельных проектов?
— Собственно, это и была моя мечта! А в этом году я, пользуясь случаем, купил специальный домен interra.media , на котором как раз в единое целое собраны все медийные проекты.
При этом каждый из них приносит деньги, это не просто увлечение.
— Ни один предприниматель не делает проекты в режиме хобби. Даже если строгает что-то в гараже рубанком, он лелеет мечту о том, что его продукцию будут покупать, а не о том, что она будет стоять на полке в том же гараже и просто радовать его глаз.
Для предпринимателя очень важно, чтобы у него все колосилось и приносило деньги. Хобби — это гулять с собакой, а проекты должны быть хоть по минимуму, но монетизированы.
Какие планы развития медиагруппы? Можно ли сказать, что интерес сместился с операторского бизнеса в сторону медийного?
— То, что вы спрашиваете, звучит как: «Кого из детей вы любите больше?». Ответить на этот вопрос нельзя. В операторском бизнесе «Интерра» все налажено, там прямое мое участие давно не требуется, я туда не лезу, но в курсе, куда что движется.
«Интерра Медиа» требует больше моего времени, ибо стартап, по сути. План на следующий год очень простой: не умереть. Проект должен выжить, а жизнь дальше подскажет, в какую сторону шагать особенно энергично. И, надеюсь, когда-нибудь издательство вырастет в крепко стоящий на ногах проект.
Нужно быть очень деятельным человеком, чтобы успевать вести такие разные бизнес-проекты.
— Бизнес вообще похож на беговую дорожку: нажали кнопочку и всё — не бежать нельзя, иначе упадешь. И когда какой-то предприниматель вещает, как он вышел из бизнеса, сидит, отдыхает, получает удовольствие от жизни — не верьте ему. Лукавит)
«Хочу, чтобы никто не называл таких, как я, жуликами». Вышла книга Виталия Листраткина
«Это может спасти жизнь». Как уральский провайдер покрывает видеонаблюдением города
«Когда какая-нибудь тварь из внутримкадья наезжает, мы говорим: «А вы были в Дегтярске?»