Как «сэкономить» 1,5 млрд в год на срезанном асфальте. История одного ревизора, наши дни - «Новости России»
Дорожный «ревизор» на пенсии уверяет, что раскрыл коррупционную схему чиновников. Он обратился в полицию, где признали факт хищения денег из бюджета, но ход делу не дают. Схема все еще в действии.
Проработав полвека в одном из подразделений «Автодора», Анатолий К. и на пенсии продолжил следить за тем, как идут дела в отрасли. Однажды, просматривая новости дорожного ведомства, он натолкнулся на отчетную документацию и обнаружил в ней ошибку. Начав изучать вопрос, он выяснил, что за этим может скрываться коррупционная схема, которая «вымыла» из бюджета города N* за 2017-2019 гг. ни много ни мало — около 200 млн руб., а из областного «уходит» примерно 1,5 млрд руб. ежегодно.
Удивившись своему открытию, а точнее, его очевидности, Анатолий К. обратился в полицию. Два года хождения по кабинетам ничего не дали: факт хищения был установлен, но в возбуждении дела отказано. СМИ также не брались публиковать эту историю. И перед тем как попасть к нам, она уже практически замялась и забылась.
DK.RU пообщался с Анатолием К. Мы публикуем суть схемы с его слов и документы, доказывающие ее реальность.
* Город N — крупный российский город, расположенный на стыке Урала и Западной Сибири. Редакция приняла решение оставить часть деталей этой истории за кадром. Всю имеющуюся в нашем распоряжении информацию мы предоставим силовым структурам — по запросу.
Можете в двух словах объяснить суть коррупционной схемы, которую вы обнаружили?
— Суть претензии вот в чем: при ремонте улично-дорожной сети, когда снимают покрытие, производится материал, он называется асфальтогранулят или срезка. Это возвратный материал, то есть он в дальнейшем используется либо на укреплении обочин, либо при приготовлении асфальтобетонной смеси. Эта смесь на 50-70% состоит из срезки.
По закону срезкой должно распоряжаться муниципальное казенное учреждение (МКУ) — заказчик работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту улично-дорожной сети города.
То есть подрядчик снял покрытие и этот материал должен отдать МКУ, ведь это муниципальная собственность. МКУ, в соответствии с законодательством, должно продать подрядчику срезку по рыночной стоимости и включить ее в объем выполняемых работ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Естественно, при расчете с подрядчиком у МКУ возникает доходная часть от продажи срезки, но поскольку это муниципальное казенное учреждение и у него доходной части быть не может, стоимость срезки должна перечисляться в бюджет муниципалитета. Но этого не происходит.
Как или где вы обнаружили, что средства с продажи срезки не перечисляются в бюджет?
— В сметной документации. Материал в стоимость сметы не включен. Далее, казалось бы, в ходе производства работ можно поправить эту ошибку, но никто ничего не делает. Материал ни у кого не учитывается, ни у заказчика, ни у подрядчика.
Согласно акта приема-передачи подрядчики почему-то передают асфальтогранулят или срезку районным ДЭУ, не имея на это никаких оснований. Бесплатно. Материал-то ведь не принадлежит подрядчику. Как его используют районные ДЭУ, я не знаю, либо они из него делают асфальт, либо используют непосредственно в ремонте — вариантов несколько.
Смотрите, какая история: заказчик (МКУ) подрядчику материал не передал, то есть у заказчика материал не числится, как и у подрядчика, но каким-то образом, я не знаю, на основании чего, подрядчик вдруг берет этот материал, который у него не числится, и передает районным ДЭУ бесплатно. Это видно в актах приемки-передачи, они есть в деле, в полиции.
То есть денег за срезанный асфальт в бюджете в итоге нет, соответственно, с этой суммы не уплачен налог на добавленную стоимость. И это очень большие деньги. По моим не самым точным расчетам, которые я указывал в своем заявлении в полицию, за 2017-2019 гг. неучтенная стоимость асфальтогранулята составляет более 200 млн руб. С этой суммы более 76 млн руб. — неуплаченный налог на добавленную стоимость.
По этой схеме работают практически все муниципалитеты в регионе, у всех заказчиков, которые более-менее крупные, это есть, что видно из отчетности. Если посчитать, сколько недополучает бюджет области, то получится убытков 1-1,5 млрд руб. в год.
Можно и дальше раскручивать вопрос и пойти в районные ДЭУ, которые получили материал бесплатно. Куда они его израсходовали? Может, на изготовление асфальтобетонной смеси, которая стоит 1200 руб. тонна? Но за материал-то они не платили, срезка — это 50% стоимости. Туда только гранулята добавить, песка и все готово. Основное-то бесплатно. А ты его продаешь за 1200 руб. за тонну! Необоснованное обогащение. Но я уже туда не лезу.
Эти деньги украдены из бюджета?
— Совершенно верно. Вот шикарный документ, где прокуратура это подтверждает. Они пишут «установлено» и при этом отказывают в возбуждении уголовного дела.
Расскажите, как вы узнали об этой цепочке?
— Очень просто. Я работал в свое время на предприятии «Росдортехнология», это учреждение Росавтодора, подразделения Минтранса России. Но подчиняется оно непосредственно Росавтодору. Есть такая программа БКД — безопасные качественные дороги — по ней выделяются федеральные средства, в том числе нашему местному Минтрансу.
В 2000-е наш город ежегодно получал более миллиарда рублей по этой программе. А мы занимались тем, что смотрели целевое использование данных средств федерального бюджета. Вот почему я знаю эту цепочку.
Я не новичок в дорожном строительстве, я 50 лет на дорогах проработал, из них 33 года подрядчиком и 17 лет начальником отдела финансового контроля — занимался проверкой целевого расходования средств бюджета.
А конкретно по 2017- 2019 гг. у вас какие были документы в распоряжении?
— Это открытая информация. Есть комплексная программа развития транспортной инфраструктуры региона. И там прописаны все показатели: количество выделяемых средств, количество километров, подлежащих ремонту, и так далее. И считается очень легко — мы берем 5 см снятого слоя, переводим в кубы, потом в тонны. Стоимость определена: есть сборник цен строительной продукции. Можно посчитать, сколько денег должно было поступить в бюджет, но не поступило нисколько: 200 млн руб. должны были поступить как доходная часть бюджета, а 76 тыс. руб. — как заплаченный НДС. Ничего нет.
Каков результат вашего обращения в полицию?
— Сначала мое заявление о возможной противоправной деятельности работников МКУ при выполнении работ улично-дорожной сети поступило в городской отдел полиции, а затем, через год, было передано в районный отдел полиции. Мое заявление полиция рассматривает уже два года.
Они поначалу выносили решение об обычном отказе от возбуждения уголовного дела по п.1 ч.1 ст. 24 УК РФ — это отсутствие события. На сегодняшний день они отказывают по п.2 ч.1 ст. 24 УК РФ — отсутствие состава преступления по ст. 159 «Мошенничество». При этом на сегодняшний день полиция признала, что да, материал не включен в сметную стоимость и похищены бюджетные средства. Но при этом отказывают по статье «Мошенничество», а не «Кража».
Затем я обратился в адрес главы региона. В августе прошлого года я написал обращение, когда была прямая линия. Губернатор направил меня в «город», город — в полицию, в административное управление внутренних органов, а те отправляют в городской отдел полиции, где я уже был.
После этого я написал заявление в региональное ГУ МВД. Приписал коррупцию полиции, поскольку она не проводит проверку. Мне написали, что они отдали дело на контроль в следственное управление города, а фактов коррупции не установлено, поскольку не указаны факты личной заинтересованности работников полиции. По-моему мнению они очевидны, но работники ГУ МВД их не видят.
Этот пинг-понг продолжается уже два года, нормальный срок рассмотрения заявлений — месяц, и если нюансы — еще месяц. Все. Причем дело-то ведь не возбуждено, это доследственная проверка. Если бы было возбуждено и начались бы проверки, то там да, можно говорить о годе или двух, и то при наличии того, что эти проверки проводятся. Ведь никто из них не говорит, что я неправ. Они даже признали, что я прав.
На сегодняшний день я получил ответ из городской прокуратуры на свою очередную жалобу. В ответе указано, что жалоба направлена на рассмотрение в районную прокуратуру для дачи ответа не нее.
Чего вы добились в итоге?
— Я добился того, что правоохранительные органы признали, что крадутся бюджетные деньги. Районная прокуратура прямо пишет: «кража», «хищение» бюджетных средств, а дальше что? Решение — отказ по ст. 159 «Мошенничество», которое к данному вопросу вообще никакого отношения не имеет.
Как вы думаете, кто может получать неучтенные в бюджете деньги?
— Мое мнение такое: МКУ— это учреждение администрации города, учредителем является администрация города N. Ответственность должны нести руководители МКУ, конечно. Они подставили подрядчиков, в результате подрядчики тоже не заплатили НДС, поскольку у них в учете это не прошло. Подрядчики тоже невольно в ответе, их очень много. Но это вина заказчиков 100%. Подрядчик никогда не будет воевать против заказчика.
Почему делу не дают ход, по-вашему?
— Полицию содержит городской бюджет, и я так понимаю, пока от кого-нибудь, либо главного управления полиции, либо губернатора, либо другой структуры полиции не поступит команды «фас», это будет продолжаться. Полиция не станет делать ничего, пока они по этому вопросу не получат соответствующие указания, а деньги в размере 1-1,5 млрд. руб. будут продолжать уходить мимо бюджета ежегодно.
Читайте также на DK.RU: На дороги Свердловской области выделят дополнительные федеральные деньги.