«А бабуську — топором». Виктор Матизен о пропагандистских приемах в фильме «Солнцепек» - «Мнения» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Мнения » «А бабуську — топором». Виктор Матизен о пропагандистских приемах в фильме «Солнцепек» - «Мнения»
«А бабуську — топором». Виктор Матизен о пропагандистских приемах в фильме «Солнцепек» - «Мнения»
Виктор Матизен кинокритик В России стартовал фильм «Солнцепёк», в котором украинская армия и наемники из «добробатов» обстреливают ракетными установками мирные кварталы Луганска, насилуют женщин, убивают детей, а им противостоят мирные и безоружные жители. Фильм показывают только на НТВ и в

Виктор Матизен
кинокритик

В России стартовал фильм «Солнцепёк», в котором украинская армия и наемники из «добробатов» обстреливают ракетными установками мирные кварталы Луганска, насилуют женщин, убивают детей, а им противостоят мирные и безоружные жители. Фильм показывают только на НТВ и в интернете, а в анонсированный широкий прокат он так и не вышел. Кинокритик Виктор Матизен посмотрел ленту и обнаружил в ней все традиционные приемы милитаристской пропаганды, которыми пользовались еще советские и нацистские идеологи.

Разговор о «Солнцепёке» был бы не полон без краткого экскурса в историю кинопропаганды.

С начала ХХ века почти все крупные военные конфликты сопровождались информационными войнами, в которых принимали активное участие кинематографисты, до зубов вооруженные словами, звуками и картинками. Первые упоминания о кинопропаганде относятся ко времени второй англо-бурской войны (1899–1902), во время которой уже использовались лживо-документальные съемки. Но в полную мощь киноинформационные сражения, спонсируемые государствами и негосударственными источниками обеих воюющих сторон, разгорелись во время Первой мировой.

Основоположником жанра военно-пропагандистского кино стал вышедший в канун 1915 года фильм «Британия подготовилась» (Britain Prepared), демонстрировавший мощь британских вооруженных сил и произведший фурор в союзных и нейтральных странах. За ним последовало множество лент, в основном английских и немецких, в которых сформировался специфический киноязык (hate speech), вызывавший у зрителей ненависть к «ним», гордость за «наших» и поднимавший боевой дух солдат. Все или почти все эти зверские опусы (atrocity films) содержали обязательную линию бесчинств противника: разрушение домов, церквей, больниц, уничтожение культурных памятников, пытки захваченных солдат, увечья, изнасилования и убийства беззащитного населения (по неписаному минимум-стандарту — семью из мужчины, женщины и ребенка), а также нередко включали показ «своих» как хороших парней с высоким боевым духом. При этом не соблюдались никакие этические нормы — допускались преувеличения, фальсификации и прямая ложь.


Постер британского пропагандистского фильма "Britain Prepared", 1915 г.

В годы Второй мировой войны развившийся к этому времени звуковой кинематограф усовершенствовал технику обработки зрительских масс, но вместе с тем внес определенные моральные коррективы, связанные с пафосом картин, сделанных в странах антифашистской коалиции: зверства нацистов были настолько ужаснее, чем эксцессы их противников, что в увеличительных стеклах и подделках практически не было нужды.

Наиболее отвратительным исключением стал советский фильм «Трагедия в Катынском лесу» (1944), в котором ответственность за расправу над пленными польскими офицерами возлагалась не на тех, кто ее санкционировал и учинил, то есть высшее руководство СССР и НКВД, а на фашистов. Зияющими же вершинами геббельсовской кинопропаганды считаются «Еврей Зюсс» Файта Харлана (1940) и псевдодокументальный фильм «Фюрер дарит евреям город» (1944) Курта Геррона, демонстрирующий (не без влияния советских фильмов о Соловках и Беломорканале) благополучную жизнь обитателей специально созданного гетто, которые вместе с режиссером закончили жизнь в газовых камерах Освенцима. К счастью, этот рекордсмен гнусности не произвел эффекта, ожидавшегося министром пропаганды, — война уже шла к концу, и верящих нацистской лжи, как и в победу Германии, оставалось все меньше и меньше. С другой стороны (и на другой стороне), в то же время возникали настоящие высоты тоже пропагандистского, но отталкивавшегося от правды жизни, кино — такие как «Облигация» (1918) и «Великий диктатор» (1940) Чаплина.


Один из самых отвратительных примеров пропагандистской фальсификации - советский фильм «Трагедия в Катынском лесу» (1944)

Вспыхнувшие в 2014 году военные столкновения в Украине между сепаратистами, поддержанными Россией, и правительственными войсками, значительно изменили пропагандистскую диспозицию: информационные сражения развернулись не столько между названными сторонами, сколько между Украиной и Россией. Москва отрицала свое вооруженное участие в конфликте, но направила против Киева все пропагандистские силы — печатную прессу, интернет, радио, телевидение и кинематограф, причем озлобление сторон в этой виртуальной войне не меньше, а порой и больше ожесточённости советской кинопропаганды времен Великой Отечественной.

В интернете есть отсылки по меньшей мере к двум десяткам фильмов о ситуации в Украине с преобладанием антиукраинских инвектив (чего не желают признавать их создатели). И первое по агрессивности и шаблонности место в данном ряду теперь определенно займет «Солнцепёк», чье название совпадает с названием танковой системы залпового огня. Как с восторгом пишут некоторые военкоры, один залп этой батареи выжигает площадь, равную 8 футбольным полям (почти 6 гектаров), не оставляя на ней ничего живого.


"Солнцепёк": украинская армия ведет обстрел мирной луганской школы

«Солнцепек», согласно титрам, выпущен петербургской компанией Паритет-фильм, зарегистрированной в начале февраля 2021-го неким Дмитрием Зайцевым, в киноиндустрии не известным, в сотрудничестве с также неизвестной компанией Aurus. Эта же компания ранее произвела фильм «Турист», о котором писали: «рекламный ролик группировки российских наемников, известных как ЧВК «Вагнера».

Производство обеих картин, по данным источников «Медузы», финансировал «кремлевский повар» Евгений Пригожин, имя которого связывают с той же ЧВК. Сам он в ответ на запрос сравнил журналистку «Медузы» с воюющим на стороне Украины персонажем фильма. «У Евгения Викторовича нет информации, финансировал ли он съемки „Солнцепека“, — ответили изданию в пресс-службе бизнесмена. — Известно, что на закрытом показе продюсер Сергей Щеглов поблагодарил „заказчика“ за идею, постоянное участие и спонсорство данной картины. Относилось ли это к Евгению Викторовичу, нам не известно».

После премьеры «Солнцепёк» был выпущен в онлайн-кинотеатрах, а 18 августа показан на НТВ. На сайте фильма перечислены 30 городов и полсотни кинотеатров, в которых он должен прокатываться, однако на 24 августа информации о состоявшихся сеансах так и не поступило, а эксперт, близкий к отечественному кинопрокату, конфиденциально сообщил The Insider, что офлайн-проката не будет «из-за отсутствия двух факторов: зрительского потенциала и официального нажима».

Действию этого фильма, якобы основанного на реальных событиях, предшествует мутноватая анимационная заставка, в которой сидящие у костра в лесу бородатый старик с огромным медведем (явно незапланированный авторами намек на Россию) поджаривают на вертеле головы петуха, орла и голубя, и звучит утрированный смех. Встык (картина плохо смонтирована) даётся титр, неуклюже сообщающий, что после государственного переворота 21.02.2014 начались массовые выступления против политики нового режима, нарушавшей права и свободы жителей этого региона, вызвавшие отправку на юго-восток страны регулярных войск и «добровольческих батальонов, бОльшую <как это было установлено? — ВМ> часть которых составили уголовные элементы, мародеры и националисты», которые начали «массовое истребление» и «фактически повсеместный геноцид русскоговорящего населения».

Далее со ссылкой на ООН приводятся данные, что за 6 лет «количество жертв достигло 44 тысяч», но умалчивается о том, что это пострадавшие с обеих сторон и что число убитых среди пострадавших около 13 тысяч. Иными словами, еще до начала действия картины виновной во всех названных преступлениях объявляется Украина.

Затем идет первый эпизод, содержащий указанный выше шаблон: к селу подкатывают машины с «добробатовцами», выходят добры молодцы, один из которых сходу стреляет в работающего в огороде мужика, добивает раненого лопатой, бьет прикладом, насилует и убивает его жену, а второй, юный отморозок, за кадром хватает младенца и, как видно по тени, разбивает его голову о стену, тогда как вторая пара грабит соседний дом, попутно убив хозяина и хозяйку. Ничем не мотивированное зверство врагов — еще одно общее расхожее место пропагандистских картин, начиная с великого «Броненосца Потемкина», где капитан корабля, поправ флотские порядки, приказывает накрыть брезентом (?!) и расстрелять матросов, всего лишь отказавшихся от обеда, а царские власти посылают войска, дабы расстрелять сугубо мирную толпу на одесской лестнице, ведущей к порту.

Впрочем, еще больше начало «Солнцепёка» напоминает строку из песенки времен ВОВ, которую еще долго напевали уличные мальчишки: «Захожу я в первый встречный дом, там живут старуха с стариком. В ноги бросилась старуха, я ее прикладом в ухо, старика прикончил сапогом», и детскую дразнилку тех же лет: «чижик-пыжик конопатый, убил дедушку лопатой, а бабуську топором».


"Солнцепёк": добробатовцы убивают мирных луганских жителей

В последующих сценах имитируются злодеяния регулярной украинской армии: издевательства над ополченцем с перерезанными сухожилиями на «пяточке», как ласково говорит «укр», глядя на окровавленного пленника, которого держат под открытым небом в деревянной клетке полуметровой высоты, похоже, с единственной целью — помочиться на него сверху. И главное — обстрелы мирных жителей пресловутыми «Солнцепёками», погубившие, насколько можно судить по экранным взрывам, количеству неподвижных тел в кадре и экстраполяции на внекадровые площади, на порядок больше детей, нежели написано в подлинном отчете мониторинговой миссии ООН, говорящем о 152 погибших за семь лет, с апреля 2014 по апрель 2021 года.

А для контраста изображен гуманизм повстанцев, возмущенных этими зверствами: их командир в исполнении Алексея Кравченко (приглашенного ради того, чтобы его роль ассоциировалась со знаковой ролью пострадавшего от фашистов подростка Флёры в «Иди и смотри» Элема Климова) отпускает на все четыре стороны двух юнцов-добробатовцев. А ведь мог бы и убить, как говорится в известном анекдоте про Ленина.

Характерны для пропагандистского фильма и некоторые другие персонажи. Старый учитель пения (Владимир Ильин), которого вместе с маленькими школьниками накрывает огненная волна, из-за чего он тут же записывается в ополчение и вскоре погибает с оружием и книгой Рихарда Вагнера в руках. Ещё один плененный украинский доброволец-зловолец, пускающий себе пулю в голову от сознания, что творят его бывшие товарищи. Американский военный чин, который извещает, что везет с собой свободу и демократию. Прочие иностранные наемники, в том числе потомок эсэсовца, сообщающий, что прибыл в Украину, дабы продолжить дело предка (!), и его товарищ, собирающийся закусывать виски трупами да запивать трупы виски. И в качестве вишенки на торте — доблестный донбасский вояка, со значением забирающий из мертвых рук хориста сочинения композитора, считающегося духовным отцом и фактическим символом нацизма.

Что хотели этим сказать авторы фильма, неведомо, но даже ярый сторонник ополченцев выразился о финале так: «жирный намек на «группу Вагнера», оформленный так пошло и грубо, что вызывает приступ тошноты». В целом же зрители «Солнцепёка», как всегда в подобных случаях, разбились на два лагеря: одни сочли его «лучшим российским фильмом за много лет», другие — что на его фоне выгодно смотрится «Донбасс. Окраина» Рената Давлетьярова, в результате опроса трех десятков критиков признанный одним из худших фильмов 2018 года.

Рецензент «Российской газеты» считает, что «Солнцепёк» — «душераздирающий» и «достоверный рассказ о том, что произошло с русскими у самых границ РФ»; обозреватель «Regnum» — что сцены зверств — не любование ужасами, а «попытка достучаться до заплывшей жирком души современного среднего зрителя», которая «учит порядочности и ответственности», а обозреватель «Эха Москвы» называет его «чудовищной подделкой» и «тотальной ложью».

Что касается «реальных событий» в основе фильма, под которыми его авторы подразумевают бесчеловечные акции только украинской стороны, то в упомянутом ими в титрах докладе ООН перечислены не менее преступные действия сепаратистов, но о них в «Солнцепёке» нет и намека. А это само по себе характеризует авторскую позицию, крайне далекую от добросовестного исследования причин войны и мотивов ее участников, которым создатели картины так и не дали возможности высказаться по существу.


{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика