Провидец Толкиен уже интересовался климатическими беженцами - «Иностранная пресса» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Культура » Провидец Толкиен уже интересовался климатическими беженцами - «Иностранная пресса»
Провидец Толкиен уже интересовался климатическими беженцами - «Иностранная пресса»
Жером Меделли | Slate.fr "Художественная проницательность произведений британского писателя позволяет нам задуматься о нынешней судьбе экологических беженцев", - пишет Slate.fr. "Экологическое изгнание - это серьезное явление нашего времени, которое даже по случаю 70-летия принятия Женевской

Жером Меделли | Slate.fr


"Художественная проницательность произведений британского писателя позволяет нам задуматься о нынешней судьбе экологических беженцев", - пишет Slate.fr.

"Экологическое изгнание - это серьезное явление нашего времени, которое даже по случаю 70-летия принятия Женевской конвенции о статусе беженцев остается за рамками ее компетенции. Чтобы разобраться в этой горячей теме, сделаем шаг назад и применим взгляд издалека, который позволяет осуществить художественная литература с помощью произведений Дж. Р. Р. Толкиена", - говорится в статье.

"Художественная литература" может быть неподходящим термином, поскольку, следуя автору "Хоббита" и "Властелина колец", мы будем жить как бы в продолжении мира, первые три эпохи которого он описал. У нас может возникнуть соблазн искать там уроки, но вместе с Полем Валери мы предпочтем считать, что история не учит ничему в строгом смысле, поскольку она дает примеры всего", - отмечает автор статьи Жером Марелли, преподаватель Институте политических исследований.

"Для Толкиена миграции касаются как божественных духов (великие Айнур стали Валар), так и народов Земли (мир Арда) и являются результатом различных причин, в том числе экологических, после событий, описанных в "Сильмариллионе" и "Истории Средиземья", которые через призму нашей темы можно суммировать как череду катастроф, - говорится в статье. - В эсхатологической перспективе Толкиена эльфы и люди живут или выживают "от одной катастрофы к другой" во Времени Конца, где отсутствие будущего уже началось, и даже после Конца Света, лишенные необходимого порядка для их связи".

"Ответом на акосмизм может стать уход от мира: для эльфов это плыть "прямым путем" или остаться в Средиземье, принимая мудрость стоического типа, которая приказывает им адаптировать свою жизнь, свой образ жизни, мысли и даже свои чувства к тому, результат чего уже начинает становиться очевидным. Люди, за редким исключением (Арагорн, выросший среди эльфов), не подчиняются скорректированной подобным образом этике", - рассуждает автор.

"Синкретическое произведение католика Толкиена объясняет эти экологические катастрофы и их последствия Злом, понимаемым как выбор другого пути (и голоса для Творения с помощью музыки Айнур), нежели путь Отца Всего, в высокомерном стремлении заменить его", - говорится далее.

"Зло воплощено в Мелькоре, падшем ангеле, дьяволе в этимологическом смысле слова "разделитель", который похищает, разделяет и разрушает то, что он не может создать. Ему помогает Саурон, один из первых Майар, перешедших на сторону Мелькора (Валар второго ранга), и испортивший его маг Саруман, который превратил его усаженные деревьями владения Изенгард в огромную "фабрику" Зла", - анализирует автор статьи.

"Попытки изгнанников освободиться от сил, таких как природа, по иронии судьбы заканчиваются экологическим коллапсом, возвращением к господству этих главных действующих лиц в истории вселенной Эа, когда народы Земли низведены до отрицательной второстепенной роли", - указывает издание.

"Судьба изгнанников Толкиена состоит в том, чтобы страдать от ностальгии, такую тему он разрабатывает после других демиургов, от Гомера и Вергилия до Пруста и Цвейга", - говорится в статье.

"Изначально ностальгия распространилась на сожаление о времени, ее эффект действовал там, где мы познали радости существования, как упоминает Кант в отношении тоскующих по дому швейцарцев, которые излечивались от нее разочарованием в возвращении, будучи не в состоянии найти там свою молодость. Или, согласно Янкелевичу, ностальгия состоит в том, что с течением времени мы не можем преодолеть разрыв между тем, чего больше не может быть, и неудовлетворительным настоящим", - напоминает издание.

"Для экологических изгнанников "пути назад нет", как Толкиен описывает эльфов в поисках озера Куивиэнен, места, которое исчезло после их пробуждения. Их ностальгия неизлечима, она усиливается тем, что осталось - эхом, как вода, падающим на скалы, где когда-то стояло это озеро", - говорится далее.

"В более широком смысле, ностальгия - это цемент идентичностей и соль толкианской культуры, придерживающейся почитания религиозного характера. Так, перед едой люди Гондора соблюдают минуту молчания, поворачиваясь на запад, в направлении того, что было Нуменором и что всегда будет Страной Эльфов", - резюмирует Жером Меделли.

Источник: © Slate.fr

{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика