Связь между Авлаки и Царнаевым - «Иностранная пресса»
Дэниел Клэйдмен | The Daily Beast
"Пока следователи изучают жизнь Тамерлана и Джохара Царнаевых, пытаясь понять, как их настроения стали столь радикальными, что они опустились до насилия, один ключ к разгадке кажется вполне ожидаемым", - полагает корреспондент Newsweek и The Daily Beast Дэниел Клэйдмен.
"Во время допроса в больничной палате Джохар сообщил агентам ФБР, что он и его брат оказались под влиянием интернет-проповедей Анвара аль-Авлаки - родившегося в США проповедника, убитого в ходе атаки американских беспилотников в Йемене в сентябре 2011 года", - передает корреспондент слова двух американских представителей власти.
"Администрация Обамы считала харизматичного проповедника особо опасным террористом из-за его проповедей (которые он произносил на безупречном американском английском), его интуитивного понимания американской культуры и страстного желания нанести удар по своей родной стране", - пишет Клэйдмен.
В то время как мы не представляем степень его влияния на братьев, мы знаем, что целый ряд закоренелых террористов признавали тот факт, что они попали под его власть: издание называет Файзала Шахзада, пытавшегося взорвать машину на Таймс-сквер в Нью-Йорке, и Нидаля Малика Хасана, устроившего бойню в Форт-Худе.
Следователя пока непонятно, что, в конце концов, заставило Царнаевых обратиться от радикальных настроений к насилию, отмечает автор статьи.
За 10 месяцев до того, как Тамерлан отправился в Россию, у ФСБ были данные, которые российская спецслужба посчитала серьезным доказательством радикализации его настроений. Именно тогда ФСБ вышла на связь с ФБР в американском посольстве в Москве и попросила американцев проверить Тамерлана, приводит данные представителей американских правоохранительных органов The Daily Beast.
"Но русские наотрез отказались поделиться обнаруженной информацией, опасаясь раскрытия своих источников и методов иностранной службе разведки", - говорится в статье.
"Взаимное недоверие между спецслужбами вполне естественно, но отношения между США и Россией всегда становились особенно напряженными, коль скоро речь заходила о сотрудничестве по вопросам поддержки правопорядка и разведки", - отмечает журналист.
С 2010 по 2012 годы от ФСБ поступило не менее 100 запросов ФБР с просьбой проверить проживающих в США чеченцев. Не многие из этих запросов что-то дали, если вообще таковые были, подчеркивает автор статьи.
"Тем не менее, есть признаки того, что после взрывов в Бостоне двустороннее сотрудничество может наладиться. В таком случае русские смогут пролить свет на то, какие демоны овладели душами бостонских террористов", - размышляет Клэйдмен.