Эль-Фаллуджа - суннитский бастион, возомнивший себя вторым халифатом - «Иностранная пресса»
Жан-Пьер Перрен | Libération
В багдадской мечети Ибн Таймийя рядом с фотоснимками американских издевательств над узниками тюрьмы "Абу Грейб", висят плакаты недвусмысленного содержания. "Эль-Фаллуджа - могила для захватчиков", - провозглашает один из них. "Эль-Фаллуджа - фабрика наших героев", - вторит ему другой. "Их крепость", - добавляет третий. Эта богатая мечеть, выстроенная в современном стиле - главный оплот иракских салафитов, лидер которых, шейх Махди ас-Сумайди, не скрывает своих симпатий к повстанцам. За это один раз его уже арестовывали американцы.
Но больше всего посетителя поражает последний плакат: "Эль-Фаллуджа - колыбель халифата". Иначе говоря, для радикальных исламистов суннитский бастион есть нечто большее, чем мятежный город. Отныне он воплощает собой место, в котором зарождается новая утопия: тот, старый халифат исчез вместе с крушением Османской империи.
Город 83 минаретов. В "городе мечетей", известном своими 83 минаретами, преобладают бетонные дома. Но и у него есть своя история. Эль-Фаллуджа, население которой составляет около 300 тысяч человек, всегда была очень религиозным городом. По очень простой причине: в силу своего географического расположения на караванном пути город всегда поддерживал тесные племенные отношения с населением иорданской, сирийской и саудовской пустынь. Поэтому на протяжении веков он испытывал влияние самого формалистского, пуританского и проникнутого ксенофобией ислама - ислама ваххабитских и салафитских "ихванов" (братьев). Это влияние и сегодня просматривается в отношении местных жителей к шиитам, которых здесь считают "кафирами" (неверными).
Этот радикализм отчасти объясняет мятежное прошлое Эль-Фаллуджи. В 1920 году убийство британского полковника Личмана послужило детонатором к иракскому восстанию против колонизаторов. Офицер был убит местным племенным вождем шейхом Даири. Когда в апреле 2004 года, после первой осады Эль-Фаллуджи, американская армия предложит повстанцам перемирие, посредником между улемами и американскими офицерами выступит его внук.
Вопреки утверждениям американцев, Эль-Фаллуджа никогда не была оплотом сторонников Саддама Хусейна. В апреле 2003 года, когда в город вошли американские войска, его жители не оказывают им ни малейшего сопротивления. Но очень скоро кровавый разгон мирной манифестации, возглавляемой религиозным лидером (от американских пуль тогда погибло 17 жителей), приведет к восстанию. В марте 2004 года четверо американцев - сотрудников фирмы, специализирующейся на обеспечении безопасности - подвергнутся линчеванию, а их обезображенные тела будут подвешены к опорам моста. Это убийство приведет к первой осаде Эль-Фаллуджи, которая продлится недолго - в частности, из-за международного давления.
Американцы совершат ошибку, доверив поддержание порядка ветеранам армии Саддама Хусейна. Часть сформированной ими "бригады" вскоре присоединится к партизанам, другая часть будет создавать видимость борьбы с ними. Повстанцы воспользуются этим периодом, чтобы превратить город в автономный теократический анклав, управляемый Советом моджахедов во главе с духовным лидером - шейхом Абдаллой аль-Джанаби. Совет пытается разрешать методом консенсуса споры между различными группами. "Единого командования не существует. Они связаны друг с другом через духовного лидера, которым является аль-Джанаби. В этом есть свое преимущество: командиров никто не знает", - поясняет бывший офицер саддамовской армии, часто бывающий в Эль-Фаллудже. Тот же Совет заставил население подчиняться самым пуританским законам ислама. Спектакли запрещены, за употребление алкоголя полагается публичная порка, а все, что рассматривается как "посягательство на нравственность", сурово наказывается.
Исламистский бастион. В июне 2004 года шестеро шиитских водителей, доставивших в город техническое оборудование, подвергнутся истязаниям и будут безжалостно убиты без суда по обвинению в шпионаже и употреблении алкоголя. Суннитский бастион стал штаб-квартирой самых радикальных исламистских организаций, таких, как "Единобожие и джихад" иорданца Абу Мусаба аз-Заркави, "Исламской армии в Ираке" (которая взяла на себя ответственность за захват французских заложников и казнь итальянского журналиста Энцо Бальдони), "Ансар аль-ислам", "Ансар ас-сунна" и "Черное знамя". По некоторым оценкам, в городе действует в общей сложности 18 таких организаций. Но никто не знает, сколько иностранных боевиков воюет в их рядах.
С 14 октября город находился в осаде, а после того, как он отказался выдать аз-Заркави, с которым связаны многочисленные кровавые теракты последних месяцев, американская армия решила начать штурм. В глазах Багдада и Вашингтона Эль-Фаллуджа - вовсе не новый халифат, а просто "центр терроризма в Ираке".