"Двойник Монтгомери", так Лондон обманул Гитлера - «Иностранная пресса»
Энрико Франческини | La Repubblica
Подставной "Монти" дал себя увидеть на базе в Гибралтаре, чтобы немецкий шпион поверил, что союзники намереваются атаковать со Средиземного моря, пишет Энрико Франческини в газете La Repubblica.
26 мая 1944 года за 10 дней до высадки союзнических войск в Нормандии, британская контрразведка MI-5 провела операцию Copperhead, "Медная голова". Суть ее заключалась в том, что на британскую военную базу на Гибралтаре прибыл двойник главнокомандующего войсками Ее Величества в период Второй мировой войны генерал Бернард Монтгомери. Губернатор Гибралтара встретил "гостя", назвав его "Монти" и прошел с ним вдоль строя почетного караула. В это время в штабе губернатора находился специально приглашенный испанский офицер связи Игнасио Молина Перес: он демонстрировал большую симпатию к Британии и формально представлял нейтральную страну в конфликте, но в действительности был гестаповским шпионом. Именно для него и устроили этот спектакль. Губернатор после встречи "Монти" конфиденциально сообщил испанскому майору, что британский генерал приехал специально для подготовки наступления с целью захвата Франции со стороны Средиземного моря. Через два часа в Берлин пошла шифровка о цели приезда Монтгомери. Если, по данным гестапо, Монти находится на Гибралтаре, то Гитлер не подумает, что наступление начнется со стороны Ла-Манша. Эффект неожиданности, надеялись британские агенты, обеспечен.
Об этой истории стало известно во всех подробностях после рассекречивания части британского военного архива. В роли двойника Монтгомери выступил заштатный актер Мейрик Клифтон Джеймс, натурализовавшийся австралиец, курильщик и выпивоха. О его необычайном сходстве с главнокомандующим контрразведке доложил известный киноактер Дэвид Найвен. Вначале в спецслужбе не могли придумать, как это использовать, но перед открытием второго фронта возникла идея. Джеймс в течение месяца находился в окружении Монтгомери, внимательно изучая его поведение и жестикуляцию, актеру пришлось бросить пить и курить, отпустить усы. В результате вечный исполнитель вторых ролей сыграл самую важную роль в своей жизни, о чем позднее написал в мемуарах.
Автор статьи обращает внимание читателя еще на одну деталь в этой истории. "За несколько дней до того, как подставной Монти вступил в игру, MI-5 решила арестовать майора Переса, отправить его в Лондон и допросить о его отношениях с гестапо. Но глава испанского представительства британской разведки выступил против и убедил руководство, что полезнее оставить Переса на месте, чтобы контролировать его действия. В двойной шпионской игре этот британский секретный агент знал толк: то был не кто иной, как Ким Филби - шпион, который после войны исчез из Лондона, чтобы появиться в Москве и заявить всему миру, что давно вел двойную игру в пользу СССР", - пишет в заключение автор статьи.