Это последний шанс Европы исправить свою миграционную политику - «Иностранная пресса»
Джордж Сорос | Foreign Policy
"Миграционный кризис уже повел к дезинтеграции ЕС. Тогда, 23 июня, он внес свой вклад в даже большее бедствие - "Брекзит". Оба этих кризиса усилили ксенофобские, националистические движения на всем континенте. Они попытаются получить ряд решающих голосов в следующем году - в том числе на общенациональных выборах во Франции, в Нидерландах и в Германии в 2017 году, на референдуме в Венгрии по миграционной политике ЕС 2 октября, на повторных президентских выборах в Австрии в тот же день и конституционном референдуме в Италии в октябре или ноябре этого года", - пишет финансист Джордж Сорос в статье для Foreign Policy.
"Вместо того чтобы объединяться с целью сопротивления этой угрозе, страны-члены ЕС все больше утрачивают готовность к сотрудничеству друг с другом. Они ведут своекорыстную, противоречивую миграционную политику, часто к ущербу своих соседей", - говорится в публикации.
"Это печально, поскольку согласованная политика должна оставаться высшим приоритетом европейских лидеров; союзу не выжить без нее", - считает Сорос.
"Эффективная альтернатива нынешнему подходу ЕС может быть построена на семи основах", - рассуждает он.
Во-первых, ЕС и остальные страны мира должны принять у себя значительное число беженцев непосредственно из стран, находящихся на передовой кризиса, безопасным и организованным способом, что стало бы намного более приемлемым для общественности, чем нынешний хаос, предлагает финансист. По его мнению, цифра в 300 тыс. беженцев в год была бы вполне адекватной этим целям.
Второй пункт: ЕС должен восстановить контроль на своих границах, говорится в статье. Более 50 тыс. беженцев живут в ужасных условиях в ряде плохо организованных, импровизированных палаточных лагерей в Греции. Самые совершенные ВМС мира, кажется, неспособны спасти тех, кто пересекает Средиземное море. "Циничное объяснение всему этому - что ЕС намеренно допускает сохранение этих условий, чтобы они служили в качестве сдерживающего фактора - вызывает не меньшее беспокойство", - отмечает Сорос.
"Непосредственный способ справиться с этим прост: дать Греции и Италии значительные средства, чтобы позаботиться о беженцах, приказать ВМС сделать поисково-спасательные миссии приоритетными и выполнить обещание переместить 60 тыс. беженцев из Греции и Италии в другие страны-члены ЕС", - полагает автор.
"В-третьих, ЕС нужно совершенствовать финансовые инструменты, способные предоставить достаточные средства для решения стоящих перед ним долгосрочных проблем", - считает он.
"ЕС потребуются, по меньшей мере, 30 млрд евро в год на осуществление единого миграционного плана. Эти средства будут нужны как внутри самого союза - на создание эффективных пограничных и миграционных агентств и гарантию достойных условий приема и возможностей интеграции - так и за его пределами, на поддержку стран, принявших беженцев, и создание рабочих мест в Африке и на Ближнем Востоке", - говорится в статье.
"Хотя 30 млрд евро могут показаться огромной суммой, она бледнеет в сравнении с политическими, человеческими и экономическими жертвами затягивающегося кризиса. Например, существует реальная угроза того, что шенгенская система открытых внутренних границ Европы рухнет", - предупреждает Сорос.
"Чтобы собрать необходимые средства в краткосрочном периоде, ЕС понадобится включиться в то, что я называю "импульсным финансированием". Это предполагает привлечение значительных долговых средств, подкрепленных относительно небольшим бюджетом ЕС, вместо того, чтобы с трудом собирать незначительное финансирование из года в год", - поясняет он.
"В-четвертых, кризис должен быть использован для создания общеевропейских механизмов для защиты границ, разбора заявок на предоставление убежища и перемещение беженцев. Некоторый умеренный прогресс уже наметился: в этом месяце в Европарламенте был принят закон, учреждающий Европейскую пограничную и береговую охрану. Однако Дублинский регламент номер 3 - основа для определения того, какая страна несет ответственность за оформление и размещение беженцев - не допускает солидарности среди стран-членов ЕС, перенося большую часть нагрузки на первую страну въезда; это должно быть пересмотрено", - отмечает автор.
"В-пятых, как только беженцы будут официально признаны, должен существовать механизм перемещения их внутри Европы согласованным способом. Союз не может принуждать ни страны-члены, ни беженцев принимать участие в этих программах. Это должно быть добровольным; схема соответствия могла бы помочь выявить предпочтения и со стороны беженцев, и принимающих сообществ, так чтобы люди оказывались там, где они хотят быть и где их готовы принять", - говорится в статье.
"В-шестых, ЕС совместно с международным сообществом должен поддерживать иностранные государства, принимающие беженцев, гораздо более щедро, чем на данный момент. Требуемая поддержка отчасти является финансовой, чтобы такие страны, как Иордания, могли обеспечить адекватное школьное образование, размещение, подготовку и здравоохранение для беженцев, отчасти - в виде торговых преференций, чтобы эти страны могли обеспечить трудоустройство как для беженцев, так и для собственного населения", - рассуждает автор.
В той же мере ЕС должен проявить большую щедрость к Африке, а не только предлагать финансовую помощь в обмен на контроль за миграцией, считает Сорос. Этот подход просто дает африканским лидерам возможность использовать миграцию как угрозу против Европы, примерно так, как это делал Эрдоган. Вместо этого он должен сфокусироваться на истинном развитии в Африке. Это подразумевает свободу торговли, массовые инвестиции и готовность бороться с коррупцией, говорится в статье.
"Седьмая и последняя основа заключается в том, что, учитывая ее стареющее население, Европа должна, в конечном итоге, создать условия, в которых экономическая миграция приветствовалась бы", - полагает автор.
"Квалифицированные экономические иммигранты улучшают производительность, приводят к экономическому росту и повышают способность принимающей страны к интеграции. Все данные поддерживают тот вывод, что мигранты обладают высоким потенциалом способствовать инновации и развитию, если они получают шанс это сделать", - утверждает Сорос.
"Следование этим семи принципам необходимо для того, чтобы успокоить опасения общественности, уменьшить хаотичные потоки беженцев, гарантировать полную интеграцию приезжих, установить взаимовыгодные отношения со странами Ближнего Востока и Африки и выполнить международные гуманитарные обязательства Европы", - отмечает он.
"И, если значительный прогресс может быть достигнут по вопросу о беженцах, это сделает решение других проблем - от продолжающегося долгового кризиса в Греции и негативных последствий "Брекзита" до угрозы, которую представляет Россия - проще", - заключает Сорос.