Битва за угольную шахту обнажила британские связи российского миллиардера - «Иностранная пресса»
Рендип Рамеш | The Guardian
Британский фонд прямых инвестиций Lehram добивается возврата шахты в России, оцененной в 250 млн фунтов, сообщает The Guardian. Иск подан в коммерческий суд в Кемерово, пишет журналист Рендип Рамеш.
Lehram требует аннулировать передачу активов в собственность компании, которая, по данным газеты, входит в бизнес-империю, созданную Александром Щукиным.
Газета пишет: "Дочь этого миллиардера, Елена, торгует произведениями искусства, у нее есть галерея в Мэйфере, оцененная в 3 млн фунтов, и четырехэтажный особняк с шестью спальнями за 15 млн фунтов на частной улице в Хайгейте. Ее муж Ильдар Узбеков занимает ряд директорских постов в Британии, а недавно приобрел фирму, которую называют "крупнейшей в Британии брокерской конторой этичной энергии".
Lehram утверждает, что приобрел шахту "Грамотеинская" в 2013 году у "Евраза", контрольный пакет которого принадлежит Роману Абрамовичу. После взрыва, произошедшего в 2012 году, добыча угля была приостановлена, и шахта была убыточной.
"Однако Lehram утверждает, что за несколько месяцев сумел сделать актив прибыльным, пока в ноябре 2013 года его директор не оказался в тюрьме по обвинениям в мелком нарушении миграционного законодательства. Согласно официальным государственным документам, срок действия его паспорта истек", - говорится в статье.
"Фонд утверждает, что 28-летний директор Игорь Рудык, получивший образование в Британии, был освобожден после 24 дней под стражей, а затем привезен в кабинет местного чиновника, в котором выстроились полицейские. Согласно этим утверждениям, Рудыку заявили, что ему грозит еще пять лет в сибирской тюрьме, если он не подпишет документы о передаче шахты", - говорится в статье.
"Я был в наручниках, я только что провел 10 дней (так в оригинале. - Прим. ред.) за решеткой. Сибирские тюрьмы - не лучшее место. Я был не в лучшем настроении. Потом мне предложили сделку: я выйду, если подпишу [документы о передаче шахты]. Я согласился, потому что хотел выйти на свободу, - сказал Рудык в интервью газете. - На деле я даже не имею полномочий передавать этот актив, это полномочие было только у акционеров компании".
"Компания, которая стала владельцем шахты, имела отношение к Щукину. Спустя день после передачи российская пресса сообщила, что теперь шахту контролирует Щукин. В апреле "Грамотеинская" была передана снова - на сей раз кипрской компании Cyrith Holdings, которая также владела частью резервов Щукина на шахте "Полосухинская", - говорится в статье.
"Источник, близкий к семье Щукиных, отрицал эту версию, назвав обвинения ложными. Он сказал, что Lehram не мог платить зарплату шахтерам и Щукин купил шахту, чтобы сохранить местные рабочие места и обеспечить дальнейшую работу концерна. Он сказал, что юристы Щукина оспорят иск, а также добавил, что британский директор имел полномочия на продажу шахты", - пишет Рамеш.
"Источник, близкий к семье угольного магната, сообщил нашей газете, что Щукин не является "ни доверительным собственником, ни бенефициаром" траста, который в конечном итоге владеет кипрскими компаниями. Но он признал, что миллиардер является "старшим управляющим" компаний, которые имеют к ним отношение", - говорится в статье.
"В Лондоне источник, близкий к семье Щукиных, сказал, что эти утверждения - элемент битвы между конкурирующими бизнесами в России", - передает корреспондент.