США и Израиль расходятся во мнениях относительно неотвратимости иранской угрозы - «Иностранная пресса»
Марк Лэндлер и Дэвид Сенджер | The New York Times
На фоне растущей напряженности из-за возможности израильской атаки против иранской ядерной программы США и Израиль расходятся в фундаментальном вопросе: действительно ли иранская ядерная программа вскоре станет неотвратимой, пишет The New York Times.
Министр обороны Израиля Эхуд Барак придумал понятие "зона неприкосновенности" для определения обстоятельств, при которых Израиль считает невозможным удержаться от нападения, потому что позднее попыткам Ирана произвести бомбу уже ничто не сможет помешать. По мнению высокопоставленного израильского руководства, включая глав МИДа и "Моссада", этот момент стремительно приближается. Американцы, в свою очередь, убеждены, что у Израиля и Запада еще есть время и иранские планы можно предотвратить с помощью санкций и тайных операций.
Источники в администрации Обамы подтвердили, что в прошлом месяце президент США в ходе телефонного разговора с премьер-министром Израиля пытался опровергнуть аргументы в пользу военной операции. По мнению американских официальных лиц, после этого разговора Нетаньяху согласился дать время санкциям и другим мерам.
"Различие во мнениях относительно иранской ядерной "неприкосновенности" играет важную роль, потому что влияет не только на выбор момента для возможного военного удара или угрозы осуществить удар, но и на расчет того, как глубоко и быстро должны ударить санкции по Ирану. Если израильтяне правы, то уже не так важно, как быстро иранцы могут собрать бомбу, важнее понять, есть ли способ остановить их", - подчеркивает издание.
В администрации Обамы озабочены тем, что израильтяне слишком узко рассматривают проблему. Израиль сосредоточил внимание исключительно на планах Ирана сконцентрировать работы по обогащению урана на подземном заводе в Куме, недосягаемом даже для сверхсовременных противобункерных бомб: по утверждению Израиля, как только завод, защищенный от военной атаки, начнет работу, Иран может выгнать всех ооновских инспекторов и безбоязненно начать производство топлива для бомб. Американцы, напротив, полагают, что есть множество других способов замедлить иранское продвижение к ядерному оружию.
Хотя эксперты в ядерной области полагают, что у Ирана уже есть достаточно урана для зарядки четырех или более бомб, ему еще необходимо обогатить его до необходимого уровня (что может занять месяцы), а также произвести боеголовку, подходящую к одной из иранских ракет (на что уйдет 1-3 года). Тем не менее, теория Эхуда Барака о "неприкосновенности" привлекает большое внимание и осложняет обсуждение вопроса.
Специалисты признают, что разногласия между США и Израилем неизбежны, так как значение ядерного Ирана для далекой сверхдержавы и соседа, которого иранские лидеры угрожают стереть с лица земли, в корне различается, и никакое обсуждение не в состоянии ликвидировать эту асимметрию. В то же время, по признанию официальных источников, американо-израильские трения в таких вопросах, как еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан, не распространяются на диалог по Ирану, отчасти потому, что Обама приказал "отгородить" его от политики. В официальных кругах отмечают также, что Нетаньяху не жалует формулу "зона неприкосновенности", заявляя, что в иранском вопросе чиновникам лучше "заткнуться". "Правильный совет", - так комментирует слова Нетаньяху официальное американское лицо.