Увязнув на Ближнем Востоке, Россия потеряла имидж добросовестного посредника - «Иностранная пресса»
Владимир Фролов | The Moscow Times
Последние события в отношениях Саудовской Аравии и Ирана - разрыв дипломатических и торговых связей и нападение толпы на посольство Эр-Рияда в Тегеране, которое связывают с казнью видного шиитского религиозного деятеля Нимра ан-Нимра, - угрожают превратиться в "серьезнейшую конфронтацию", полагает журналист The Moscow Times Владимир Фролов.
"Может показаться, что Россия не участвует в этой конфронтации, но на самом деле она в ней хорошенько запуталась. Последние шаги Эр-Рияда в сторону эскалации - в той же степени сигнал Москве, что и Тегерану, и смысл его очевиден: сохраняй нейтралитет или держись подальше от ближневосточного региона. К сожалению, Россия не соблюдает нейтралитет применительно к великому разрыву между суннитами и шиитами", - говорится в статье.
"Бросившись с головой в гражданскую войну в Сирии, Москва позволила себе впутаться в шиитский альянс с Ираном, асадовским режимом в Сирии, ливанской "Хизбаллой", одноконфессиональным шиитским парламентом Ирака и вооруженными шиитскими ополчениями, которые содержит Иран, - пишет автор. - Это не лучшая позиция, так как подавляющее большинство ближневосточных мусульман - сунниты. Заверения Кремля, что он не отделяет суннитов от шиитов в своей "борьбе с террором", очень многое говорят о качестве решений, которые он принимает".
"В постсоветский период сильнейшим активом России на Ближнем Востоке была беспристрастность и способность поддерживать хорошие отношения почти со всеми игроками, при этом избегая обязательств вписываться в их узкую повестку дня. Это давало России завидный статус добросовестного посредника, обладающего полной свободой маневра, в то время как США приковали себя к косному антииранскому альянсу с Саудовской Аравией и Израилем", - отмечает Фролов.
"Это изменилось в 2015 году", - считает автор. Россия "теперь отвечает за асадовское кровавое месиво в Сирии", говорится в статье, и она "стала более привлекательной мишенью для суннитских джихадистов, чем была год тому назад".
Саудовской Аравии нужно такое урегулирование в Сирии, которое ограничит влияние Ирана в этой стране и предоставит сирийским суннитам свою долю власти. Иначе женевские переговоры, которые должны начаться в ближайшие две недели, будут заблокированы и Саудовская Аравия и Турция начнут обескровливать Россию и Иран в бесконечной опосредованной войне в Сирии, заключает автор.