Моше Яалон, министр обороны Израиля: "Истинная опасность исходит не от ИГИЛ, а от Ирана" - «Иностранная пресса»
Редакция | Le Temps
Израильский министр обороны Моше Яалон охарактеризовал ситуацию в регионе, с войной в Сирии, как "геополитическое землетрясение", пишет редакция издания Le Temps.
В среду и четверг министр обороны Израиля находился с официальным визитом в Берне, где провел переговоры со своим швейцарским коллегой Ги Пармеленом. На повестке дня стоял вопрос военного сотрудничества между Швейцарией и Израилем. В эксклюзивном интервью Моше Яалон прокомментировал ситуацию на Ближнем Востоке.
Яалона не относят к категории "ястребов", но он делает жесткие заявления, когда речь заходит об Иране, пишет корреспондент. "Самая большая угроза, нависшая над моей страной, исходит не от ближайших соседей, а от Ирана. Когда я говорю об Иране, я говорю не о стране, не об иранцах, а о мессианском и апокалипсическом режиме, находящемся у власти, призывающем к искоренению Израиля. Я должен с сожалением признать, что Иран успешно экспортирует террор и ненависть к Израилю. Проблема не в Израиле, а в Иране, подпитывающем разногласия и войну на всем Ближнем Востоке. Иранский режим - главный источник проблем и нестабильности во всем регионе".
Подписание договора по ИЯП Яалон называет исторической ошибкой. Эти документы дают передышку в 15 лет, но потом это государство создаст ядерное оружие, не стоит впадать в иллюзию. "Должно быть ясно: до тех пор, пока мулла будут находиться у власти, долгосрочного мирного решения на Ближнем Востоке не будет", - уверен израильский министр.
Отвечая на вопрос о войне в Сирии, Моше Яалон сказал: "Это геополитическое землетрясение: четыре лагеря воюют друг с другом вокруг нас в отвратительном хаосе". Прежде всего, шиитская ось, к которой, помимо Ирана, относятся силы Башара Асада, "Хизбалла", йеменские хуситы. Есть еще группировка, принадлежащая "Братьям-мусульманам", которым покровительствует Турция, есть Катар и "Хамас" в Газе. Все они враждебно относятся к Израилю. Есть также глобальный джихад, представленный ИГИЛ и "Аль-Каидой", или "Фронтом ан-Нусра". Наконец, арабы-сунниты, некоторые из них - региональные союзники Израиля, в частности, Египет и Иордания. Есть еще Саудовская Аравия, ОАЭ, североафриканские страны. У них общий с Израилем враг - Иран, отмечает Яалон.
Что касается ИГИЛ, то "оно потерпит поражение на своей территории, потому что есть большое число различных коалиций и государств, которые борются против джихадистов". "По сути, ИГИЛ не представляет для нас угрозу. Конечно, джихадисты попытались укорениться на Западном берегу реки Иордан и, прежде всего, в секторе Газа. Но мы готовы им противостоять", - заявил министр.
"Мы опасаемся, что иранцы надолго задержатся у наших границ. Они пользуются страхом перед ИГИЛ, чтобы заставить признать себя непременным собеседником на переговорах. Мы сделаем все возможное, чтобы защитить наши интересы и помешать поставлять оружие тем, кто нам непосредственно угрожает, например, "Хизбалле". Что касается дискуссий по поводу мира, то я боюсь, они никогда не закончатся. В гуманитарном плане Израиль оказывает помощь раненым на Голанских высотах, при условии, что они не являются членами враждебных нам полувоенных формирований", - подчеркнул Моше Яалон.
Отвечая на вопрос издания о том, не вызывает ли опасений у Израиля все более активная роль России в Сирии, министр обороны Израиля сказал: "Как только они [русские] развернули свой контингент, мы сразу же связались с ними напрямую. Холодной войны больше нет, и у нас, скорее, хорошие отношения с Россией, несмотря на разногласия по вопросу о роли Ирана и поддержки ею Башара Асада. Мы можем говорить с ними и координировать действия, чтобы избежать проблем". На реплику о том, что русские разместили в районе Латакии системы ПРО S-400, министр сказал: "Они не нацелены против нас".
Что касается отношений с Турцией, Яалон сказал, что золотая эра в отношениях между Израилем и Турцией закончилась: "Она не вернется, поскольку мы не можем доверять ни Реджепу Тайипу Эрдогану, ни его друзьям из движения "Братья-мусульмане".
Отвечая на вопрос о Соединенных Штатах, Яалон сказал: "Миру всегда будет нужен жандарм. США являются единственной сверхдержавой, они должны играть эту роль. Но Барак Обама отказывается. Поэтому русские оказались в Сирии: они заполнили пустоту, оставленную американцами".
Рассказывая о переговорах в Берне, израильский министр обороны отметил: "Наши отношения могут стать более тесными, военное сотрудничество более активным. У Израиля, к сожалению, огромный опыт в сфере ведения войн, в сфере военной разведки и производства оружия. Мы хотим поделиться своим опытом со Швейцарией".