Россия поддерживает режим Асада или ведет собственную войну в Сирии? - «Иностранная пресса»
Жан-Пьер Филью | Le Monde
"Представляется все более ясным, что Кремль преследует свои собственные военные цели в Сирии, которые выходят за пределы простой поддержки режима Асада. Следует незамедлительно принять во внимание эту новую реальность, чтобы выйти из тупиковой ситуации в ООН", - пишет в своем блоге в газете Le Monde историк и арабист Жан-Пьер Филью.
"На сегодняшний день видение сирийского конфликта основывается на предположении - на мой взгляд, устаревшем - о том, что Россия могла бы оказать поддержку, разумеется безоговорочную, режиму Асада. Однако представляется более очевидным, что сирийский деспот больше не руководитель боевых действий, которые ведутся от его имени на территории, которой он якобы управляет. Во главе принятия решений стоят российские военные, в координации с иранскими "советниками", - считает автор публикации.
"Воздушная бомбардировка гуманитарного конвоя ООН и Международного комитета Красного Креста ночью 19 сентября на севере Алеппо характеризуется всеми признаками инициативы со стороны Кремля", - полагает историк.
"Авиаудар 19 сентября был продолжен следующей ночью, воздушным бомбардировкам подверглись медицинские учреждения, на этот раз на юге Алеппо. Речь идет о том, чтобы сокрушить последние силы гражданского населения, лишенного медицинского обслуживания и еды, с целью принудить местное сопротивление к капитуляции", - говорится в статье.
"Россия силой навязывает жителям мятежных районов Алеппо выбор между капитуляцией и смертью", - заявляет Филью.
"Владимиру Путину не приписывают притязаний на всемирный характер его участия в военных действиях в Сирии, а зря. Российский президент прекрасно понял, что нескрываемый отход США от Ближнего Востока дает ему преимущественное право восстановить, начиная с этого региона, статус супердержавы, исчезнувший вместе с СССР. Бывшие интересы Москвы в Сирии и разносторонняя близость Путина и Асада отныне меркнут перед огромным российским замыслом, который разворачивается сначала на Ближнем Востоке и потом распространяется на остальной мир", - пишет автор.
"Все усиливающаяся российская политика вмешательства в дела других государств ставит вопрос об упорстве Кремля в его поддержке Асада у власти: отныне становится возможным, что сирийский диктатор, руками и ногами связанный с Москвой, станет единственным руководителем, способным согласиться на такую степень всестороннего вмешательства со стороны своего российского "покровителя", - считает эксперт.
"При любом положении дел, судьба Сирии и ее президента для Путина менее важна, чем усиление мирового могущества России, обеспеченное успехом сирийской авантюры, - убежден Филью. - В таких условиях напрасны надежды на то, что судьбу Сирии можно урегулировать договоренностью между Вашингтоном и Москвой: в этой игре с нулевой суммой Россия может согласится только на полную победу".
"Чтобы выйти из тупика, столь разрушительного для мирового сообщества, надо срочно ввести в действие режим прекращения огня между сирийскими воюющими сторонами в Алеппо", - призывает автор.
"Пусть Стаффан де Мистура, спецпредставитель Генерального секретаря ООН в Сирии начиная с 2014 года, прекратит причитать в кулуарах Нью-Йорка или Женевы. Пусть он отправится на место в Алеппо, чтобы поработать над этим "миром храбрецов" между сирийцами восточной и западной части города. Вызов серьезный, но если, как уверяет Пан Ги Мун, на кон поставлена судьба ООН, этот путь должен быть пройден до конца. Россия воюет в Сирии, и настало время сделать из этого выводы, хотя бы дипломатические", - резюмирует Филью.