Иран и Россия превосходят Запад в стратегическом планировании - «Иностранная пресса»
Михаэль Вольфсон | Die Welt
Европейцы и американцы ликуют по поводу ядерной сделки с Ираном, как будто она означает мир. Но войну исключать нельзя - режим мулл покупает оружие и хочет победить Израиль и Саудовскую Аравию, пишет в статье на сайте Die Welt историк, специалист по Ближнему Востоку Михаэль Вольфсон.
"Иранские стратеги и президент России Владимир Путин ушли далеко вперед в стратегическом планировании, оставив позади и европейцев, ,и американцев. В отличие от Запада, те, кто отвечает за принятие решений в Тегеране, а вместе с ними и Путин, заглядывают в будущее и мыслят историческими категориями", - замечает ученый.
Иран преследует во внешней политике две цели, и первая - "исключить любой риск существованию государства". "Атомная бомба должна стать устрашением для любого агрессора, гарантировав существование Ирану. Насколько верной и дальновидной является эта стратегия, становится очевидно на примерах Ливии и Украины, - пишет автор. - После того как североафриканской диктатор Каддафи отказался от ядерного оружия, он был устранен в результате интервенции извне. Что касается Украины, то после развала СССР бывшая советская республика оказалась готова отказаться от ядерного оружия - взамен на гарантии территориальной целостности, которые в итоге не стоили даже той бумаги, на которой были напечатаны".
"Россия аннексировала Крым и оккупировала Восточную Украину - будь у Ливии или Украины ядерное оружие, никто бы не осмелился атаковать их", - говорится в статье.
"Вторая цель Ирана, - продолжает историк, - уничтожить или, по крайней мере, настолько ослабить Израиль, чтобы оказывать на него политическое давление. Но у Израиля есть ядерное оружие, и Тегеран хочет выровнять позиции, вполне вероятно, отдавая себе отчет в том, что атомную бомбу следует использовать только в крайнем случае".
По мнению Вольфсона, Тегеран полагает, что патовая ситуация между Израилем и Ираном в ядерной сфере приведет к гонке обычных вооружений. "Как в демографическом, так и в экономическом плане Израиль в перспективе такую гонку может только проиграть", - констатирует автор.
Для реализации задуманного Тегерану необходимо сохранить свой военный ядерный потенциал и получить гарантии того, что ирано-израильская гонка вооружений ограничится обычными вооружениями. Всего этого Иран добился, заключив с Западом ядерную сделку, - а Запад считает ее результатом миротворческой политикой, пишет Вольфсон.
"Между тем Тегеран вполне успешно орудует своим устаревшим оружием в Сирии, Ираке и Йемене, поддерживая шиитских союзников, а также ведет подрывную деятельность в богатых нефтью Бахрейне и на востоке Саудовской Аравии", - говорится в статье.
Другими словами, пишет эксперт, "уже сегодня Иран взялся как за Израиль, так и за Саудовскую Аравию и умеренные арабские государства Залива. А благодаря отмене экономических санкций его казна пополнится миллиардами долларов".
"Теперь он может покупать оружие на мировом рынке, преимущественно у России, которая уже давно поддерживает Тегеран. Путин также пожинает плоды всей этой стратегии, - продолжает автор. - Путин даст возможность договариваться с собой. Он может отказаться от дальнейших оружейных сделок (с Тегераном), если Запад пойдет ему навстречу в украинском, крымском и сирийском вопросах. Сегодня Россия в политическом плане играет роль "единственной силы, без которой не обойтись", заняв место США (если они вообще эту роль когда-либо играли)".
Путин выигрывает как в военном, так и в экономическом плане, считает Вольфсон. Он продает Тегерану свое старое оружие, а на вырученные средства приобретает и разрабатывает новое.
"Германия и Запад ликуют по поводу мира, которого нет, и повышают риск начала войны. Не по злому умыслу, а по причине неспособности мыслить стратегически", - резюмирует историк.