«Информационная вакханалия». Как Лукашенко лгал об инциденте с самолетом Ryanair - «Антифейк»
В среду утром в Доме правительства Белоруссии Александр Лукашенко выступал перед парламентариями, членами Конституционной комиссии и представителями органов госуправления. Помимо прочего, Лукашенко попытался объяснить, что же произошло с самолетом ирландской авиакомпании Ryanair, летевшим из Афин в Вильнюс, но принудительно посаженным в Минске, после чего белорусские силовики задержали двух пассажиров. Провластное издание «Беларусь сегодня» сообщает:
По версии официального Минска, когда самолет был уже в воздухе, на адрес минского аэропорта по электронной почте пришло письмо следующего содержания:
ХАМАС « rel=»noopener noreferrer» target=»_blank»>пришло письмо следующего содержания:
ХАМАС вскоре опроверг свою причастность к этому письму. Да и выглядит оно откровенно абсурдно: за два дня до 23 мая Израиль и ХАМАС заключили соглашение о прекращении огня, а Евросоюз даже физически не мог бы «отказаться от поддержки Израиля» за неполные 3 часа, пока самолет находится в пути от Афин до Вильнюса. Зачем «террористам» понадобилось направлять письмо в Белоруссию, к которой у них нет никаких претензий, никто не объяснил.
Утверждение, будто письмо с угрозой получили не только в Минске, но также в Афинах и Вильнюсе, не подтвердили ни в Греции, ни в Литве. Более того, литовские власти, которым якобы непосредственно была адресована угроза, явно не предприняли в связи с ней никаких мер; в Вильнюсе готовились к приему самолета. Такая реакция на поступившее сообщение о теракте совершенно невероятна. И еще одна малоправдоподобная деталь: в Белоруссию письмо якобы было направлено, а в другие транзитные страны на пути самолета — Болгарию, Румынию и Украину — нет, что говорит о некоей особой роли Белоруссии в этом сюжете. Так что, скорее всего, письмо с угрозой — продукция примерно тех же авторов, которые в сентябре 2020 года создали «перехват» разговора неких сотрудников западных спецслужб Ника и Майка о «крепком орешке» Лукашенко и имитации отравления Навального.
Как видим, теперь Лукашенко не настаивает на подлинности письма, но утверждает, что власти страны должны были реагировать, чтобы не допустить приближения заминированного самолета к Белорусской АЭС.
Но маршрут самолета вовсе не предполагал приближения к АЭС. По данным сайта Flightradar 24, самолет отклонился от намеченного курса в районе Лиды, приблизительно в 30 км от границы с Литвой; ему оставалось провести в воздушном пространстве Белоруссии считанные минуты. Подлететь к Вильнюсу самолет должен был с юга. Белорусская АЭС же расположена вблизи города Островец Гродненской области, в 40 км к востоку от Вильнюса. На карте АЭС отмечена красным крестиком.
Ближайшим к АЭС местом на пути самолета должен был быть вильнюсский аэропорт. Совершенно невероятно, чтобы взрыв самолета в 40 км от станции мог как-то повлиять на ее работу.
Что же касается аргумента о том, что заминированный самолет «не должен упасть на головы наших людей», то есть жителей Белоруссии, то действия белорусских диспетчеров и военных, перенаправивших самолет в Минск, очевидно противоречили этой цели: без их вмешательства он покинул бы воздушное пространство страны через 2–3 минуты после пролета над Лидой, а фактически он летел над Белоруссией еще около 35 минут, в том числе над густонаселенными пригородами Минска. Если бы белорусские власти действительно допускали, что самолет мог быть заминирован, пришлось бы признать, что они своим решением подвергли жителей страны опасности.
Лукашенко, понимая, что обвинить ХАМАС в рассылке ложного сообщения о минировании невозможно, выдвинул новую версию событий:
По его логике получается, что ложное сообщение о минировании самолета было направлено на то, чтобы спровоцировать белорусские власти на действия, которые можно будет представить как захват гражданского воздушного судна. Конечной целью этой операции оказывается запрет на полеты над территорией Белоруссии.
Сюжет совершенно неправдоподобный. Разумеется, запрет полетов — довольно ощутимый удар по белорусской экономике, но непонятно, зачем для введения санкций, если это намерение было, потребовалась бы такая провокация. Фальсификация президентских выборов, незаконное удержание власти и жесткие репрессии против недовольных — уже достаточное основание для санкций.
Что же касается скорости принятия решения в инстанциях ЕС, то она тут ни при чем. Формального обязывающего решения о запрете полетов до сих пор нет. Здесь сработал другой механизм. В понедельник — на следующий день после инцидента — лидеры стран ЕС провели экстренный саммит и призвали европейских авиаперевозчиков прекратить полеты над Белоруссией. Как показывает Flightradar 24, в среду в небе над Белоруссией практически нет самолетов иностранных авиакомпаний, за исключением российских, китайских и некоторых компаний из стран Африки, но это решение не евросоюзовской бюрократии, а самих компаний. Кроме того, лидеры поручили Совету ЕС расширить санкционный список и ввести дополнительные санкции; предложение в ближайшем будущем должен сформулировать верховный представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель. Здесь уже не стоит ожидать такой же оперативности, с какой произошел отказ от полетов.