Чему нас учит Ирак? - «Иностранная пресса»
| Berliner Zeitung
Политические ошибки и военные недостатки - российская точка зрения
Война в Ираке длится уже год, сегодня горячие точки - Палестина, Испания и Косово. Такая война типична для переходного периода глобализации. Апологеты "нового мирового порядка" исходят из того, что все страны должны подчиняться какому-то мировому центру, во главе которого стоят США. И тогда сразу везде воцарятся порядок и спокойствие. Однако опыт Ирака показывает, что до этого еще очень далеко.
Говорят, что "развитая демократия" имеет право насильственным образом вести "государства-изгои" в "новый мировой порядок". Но, как оказалось, война в Ираке послужила не только реализации этих глобалистских устремлений, но и установлению контроля над нефтяными месторождениями. Оружие массового уничтожения в Ираке найдено не было, вместо этого терроризм достиг еще больших масштабов.
Первый урок иракской войны заключается в следующем: установление "нового мирового порядка" сопровождается сильным и неизбежно усиливающимся сопротивлением. Все меньше государств, даже среди членов НАТО, готовы поддерживать политику США. Раньше или позже такой многополярный мир все равно возникнет под эгидой ООН.
Второй урок: война развивается в соответствии со своей собственной внутренней логикой, которую политическое руководство просто не может игнорировать. Во время войны в Ираке в 2003 году министр обороны Рамсфельд взял на себя все, в том числе самые важные оперативно-стратегические вопросы. Он передал планирование войны специальной группе под руководством Ричарда Перла и оттеснил на задний план Объединенный комитет начальников штабов.
В результате во главу угла была поставлена политика, что привело к принципиальным ошибкам в организации военных действий, которые были недостаточно продуманы и согласованы.
Выяснилась, что нельзя заменить такой руководящий орган, как Генеральный штаб, какими-то импровизированными группами. Дело дошло даже до того, что вследствие избыточного политического давления спецслужбы не предоставляли истинную информацию, а сообщали то, что от них требовали.
Никто даже не подумал о том, кто будет охранять границы Ирака в ситуации, когда иракские пограничные войска, полиция и другие официальные вооруженные формирования распущены. Воспользовавшись этим, в Ирак могли просочиться террористы из других стран.
Все это показывает, что американская система военного руководства, которую нам так рекламируют, не является совершенной.
Третий урок: опровергнут тезис, который предлагали, даже навязывали России. Согласно ему, вся реформа российской армии должна была состоять в том, чтобы научить ее исключительно борьбе с терроризмом, поскольку в будущем у нее не будет никаких иных оборонных задач.
Но до такой степени нельзя упрощать проблему борьбы с терроризмом. Нельзя исходить из того, что в будущем против вооруженных бандитов будут действовать только маленькие боевые и специальные подразделения.
Опыт Афганистана и некоторых других государств показал, что террористические организации и режимы способны захватить целые государства и установить там свою власть, что они могут иметь в своем распоряжении тысячи танков, орудий и сотни самолетов. Для борьбы с такими террористическими образованиями нужны хорошо оснащенные регулярные войска.
Генерал армии Махмут Гареев является президентом Российской академии военных наук.