Как быть с Косово? - «Иностранная пресса»
Wok. | Neue Zürcher Zeitung
Белградские политики пытаются извлечь выгоду из своей новой роли
После беспорядков в Косово сербы и косовские албанцы пытаются извлечь политическую выгоду из происходящего. У Белграда карты однозначно сильнее. Позиции сербского проекта раздела провинции по линии этнической границы укрепились. Однако план многонационального Косово не отвергнут.
Премьер-министр Сербии Коштуница встречался во вторник в Брюсселе с ведущими представителями ЕС и НАТО и, воспользовавшись моментом, пропагандировал свои идеи о будущем бывшей сербской провинции Косово. Бесчинства, начавшиеся в конце прошлой недели и продолжавшиеся три дня, направленные в основном против мирных жителей маленького анклава, укрепили позиции недавнего предложения Коштуницы о разделе провинции по линии этнической границы.
В это же время, после окончания беспорядков, сербские политики в Белграде осваивали непривычную для них роль жертв и отчаянно сражались против преуменьшения серьезности беспорядков, которые они называют этнической чисткой. Не обращая на это внимания, президент Косово Ругова настаивал на незыблемости границ, а в остальном повторял уже давно заученные наизусть слова о том, что мир в Косово наступит только с обретением провинцией независимости.
Этнические чистки?
Администрация ООН в Косово (Unmik) тем временем сообщает, что в связи с беспорядками задержано более 160 человек. В "межэтническом конфликте" приняли участие около 50 тысяч жителей. Во время беспорядков погибло около 30 человек, горели православные церкви и дома, где проживали сербы. Пострадало 72 автомашины миссии Unmik.
Генеральный секретарь НАТО де Хооп Схеффер после своего визита в Приштину в понедельник недвусмысленно указал на албанских экстремистов как на зачинщиков беспорядков. Тем самым он косвенно опроверг Ругову, не обнаружив никакой связи между беспорядками и неопределенным будущим Косово.
В отличие от обративших на себя внимание высказываний высокого офицера НАТО, который рассматривал беспорядки в Косово в контексте этнических чисток, де Хооп Схефферу удалось избежать этого злосчастного выражения, часто употребляемого начиная со времени войны в Боснии.
Глава миссии Unmik финн Холкери оспаривает факт систематического разрушения сербских церквей и открыто заявляет, что было бы преувеличением характеризовать беспорядки как "этнические чистки". Свое заявление он подкрепляет тем обстоятельством, что уже с конца прошлой недели сербы возвращаются в оставленные ими дома.
Однако в Белграде высказывания Холкери вызвали ожесточенные споры. Кович, ответственный за проблему Косово в правительстве Сербии, а также обычно рассудительный министр обороны Сербии и Черногории Традич потребовали в связи с этими высказываниями отставки финна. Он, мол, преуменьшает опасность, желая сохранить статус-кво.
Однако из-за своей же черни Белград не мог себе позволить излишне громких высказываний. Та в ночь на среду подожгла среди прочего историческую мечеть Байракли в центре сербской столицы. После этого полицию, которая не предотвратила поджог, открыто обвинили в неспособности или даже сознательной бездеятельности. Косвенным признанием вины может служить увольнение двух высших офицеров полиции, о котором стало известно в понедельник.
Независимо от всего этого сербские политики и репортеры всех оттенков стремятся представить раздел провинции по этническому принципу как единственно возможный. Не остался в стороне даже вице-премьер Лабус, хотя его партия "G-17 Плюс" всегда разумно полагала, что в Сербии есть более насущные нерешенные проблемы, чем Косово.
Сейчас Лабус продвигает сценарий раздела Косово по боснийской модели, которая, как он утверждает, показала хорошие результаты. Однако на самом деле ситуация там не столь однозначна. Государство Босния и Герцеговина, фактически разделенное на две части, это все что угодно, только не "хороший результат", и в своем сегодняшнем виде оно представляет собой ни что иное как последствие этнических чисток. Стоит ли еще раз наступать на те же грабли?
Цель - мирное сосуществование
Не только сербские, но и многочисленные иностранные журналисты пришли в результате вооруженных столкновений на прошлой неделе к скоропалительным выводам о неизбежности раздела Косово. Беспорядки продемонстрировали шаткость провозглашенного ООН решения о мирном сосуществовании.
В качестве контраргумента выдвигается тезис, что лишь наивные люди могут мечтать о жизни албанцев и сербов в Косово в мире и согласии. Албанцы и сербы, как и другие славяне, никогда за всю свою историю не жили общей жизнью. Это всегда было сосуществование, которое, как, например, в Югославии Тито, бывало мирным. И в независимом Косово в сложившихся границах вполне представимо мирное сосуществование. Но предпосылкой для этого должны быть рабочие места и готовность албанского большинства гарантировать права сербского и других меньшинств. Однако такого понимания демократии в Косово на данный момент не существует, поэтому безоговорочная независимость в настоящее время преждевременна.
Чтобы успешно завершить эксперимент, начатый в Косово, миссия ООН должна работать больше и лучше, особенно в том, что касается формирования правового поля и правосознания. Нельзя допускать, чтобы в Косово раскрывалась лишь часть преступлений против сербов и других меньшинств. Известно, что расследование подобных преступлений затруднено из-за круговой поруки албанцев. Но капитуляция перед ней фатальна.
Так же фатально создание со стороны сербов параллельных административных структур, с которыми сплошь и рядом мирится миссия ООН. Для успешного завершения эксперимента они должны быть распущены. Штайнер, предшественник Холкери, не преуспел на этом поприще. Он не получил необходимую для этого политическую поддержку со стороны влиятельных стран-членов ООН.