Тегеран выходит из дипломатической раковины - «Иностранная пресса»
Жан-Пьер Перрен | Libération
Серьезность ситуации ко многому обязывает: направив официальную делегацию в оккупированный американцами Ирак, Иран совершил первый важный дипломатический демарш со времен победы исламской революции в 1979 году. Прибыв в минувшую среду в Багдад, эта делегация во главе с чиновником высшего ранга, должна будет попытаться выступить в роли посредника между коалицией и радикальным шиитским лидером Муктадой ас-Садром.
Хотя в феврале Иран пережил очередной политический раскол в связи с парламентскими выборами, с необходимостью этой миссии согласились и консерваторы, и реформаторы: их примирил страх перед перспективой "ливанизации" Ирака и ее возможными последствиями для Ирана.
"Впервые подобная дипломатическая инициатива не вызывает дебатов среди представителей режима. Более того, она получила значительную поддержку внутри страны", - подчеркивает иранский интеллектуал Эрсан Нараги. Эта инициатива, добавляет он, стала возможной "благодаря сближению Вашингтона с ООН".
"Театр теней". Иранской миссии придется нелегко. Произошедшее в четверг убийство первого секретаря иранского посольства в Багдаде показывает, что и у Тегерана в Ираке есть враги. Противоречащие друг другу заявления американцев и иранцев тоже запутывают ситуацию.
В четверг пресс-секретарь Государственного департамента Ричард Баучер сказал, что "задача этой делегации - не в том, чтобы пытаться посредничать" в отношениях с Муктадой ас-Садром. "Ее задача - пытаться работать с багдадскими властями... и использовать свое влияние, чтобы сделать все возможное для мирного урегулирования кризиса".
На следующий день иранский министр иностранных дел отверг всякую идею посредничества в сотрудничестве с оккупационными войсками, заявив, что будет лучше, если они как можно скорее уйдут из Ирака. Накануне он утверждал обратное: мол, США попросили Иран о помощи в урегулировании кризиса, и Тегеран предпринимает усилия в этом направлении.
"Это театр теней, в котором занавес задернут для того, чтобы не было видно, что происходит на сцене, - говорит иранский политолог Мохаммад-Реза Джалили. - Иранцы и пальцем бы не пошевелили, если бы не получили сигнала от американцев. Возможно, те шепотом попросили их приехать, и они прыгнули в первый же самолет". Аналитик добавляет: "Американцам нужно было завязать диалог с иранцами. И эта миссия делает их партнерами США".
Тегеран тем более был склонен согласиться на посредническую миссию, что она предполагает участие его иракских союзников. Высший совет исламской революции в Ираке (ВСИРИ), лидер которого Абдель Азиз аль-Хаким (член Временного управляющего совета) очень близок к иранским консерваторам, уже включился в эту работу. Участвует в ней и "Даава" - старейшая иракская шиитская партия, также вращающаяся в орбите Тегерана. "Марджаийя" - высшая религиозная инстанция, не подчиняющаяся Тегерану, но и не враждебная ему - также использует весь свой авторитет, чтобы прийти к компромиссному решению.
Все они враждебны к Муктаде ас-Садру. Хотя его отец, Мухаммед Садек ас-Садр, пал от рук убийц, посланных Саддамом Хусейном, никто иной как свергнутый диктатор помог ему возглавить шиитскую организацию. В годы иракско-иранской войны клан ас-Садров стоял на стороне Саддама Хусейна - в отличие от религиозных деятелей из ВСИРИ. С тех времен отношения между Муктадой ас-Садром и ВСИРИ характеризуются взаимной ненавистью. Причиной конфронтации является воинствующий антииранский арабский национализм Муктады, который не нравится Тегерану, потому что напоминает ему национализм Саддама Хусейна. Шиитский бунтарь является нежелательной фигурой как для Ирана, так и для США.
"Сближение". Тегеран хочет решить одновременно две задачи: вразумить Муктаду ас-Садра и побудить США действовать более взвешенно, чтобы избежать распространения столкновений на все шиитские регионы.
"Если иранская дипломатическая миссия сможет решить проблему, - считает Эрсан Нараги, - то Муктада ас-Садр станет тем человеком, который позволит Ирану начать с США переговоры по более широкому кругу вопросов, что может привести к сближению между двумя странами".