«ЖК закрыли на замок, всех, кто пытается выйти, арестовывают». Миллионы жителей Шанхая уже месяц выживают в тотальном локдауне - «Исповедь»
26-миллионный Шанхай уже месяц закрыт на тотальный карантин. Сделать тест на ковид — это единственная возможность выйти из квартиры для большинства жителей. Даже если тест отрицательный, надо возвращаться в квартиру и ждать, пока ни у одного из жителей дома не будет обнаружен коронавирус. Людям не хватает еды, службы доставки работают с перебоями, а любые жалобы жителей в соцсетях блокируются и удаляются, рассказывают собеседники The Insider.
«Мы уже потеряли надежду выбраться, правительство ждет нулевой заболеваемости»
Элизабет, Шанхай
Первые десять дней после введения тотального локдауна 1 апреля были самыми трудными. В марте нас тоже периодически закрывали, но на несколько дней, с перерывами.
Почти сразу стало непросто добывать еду. Конечно, правительство снабжает овощами, фруктами, другой едой. Через две недели с начала локдауна нам начали посылать больше продуктов. Но в таком огромном городе, как Шанхай, разумеется, есть перебои с поставками. Именно поэтому есть те, кто буквально голодает.
Но главная проблема, на мой взгляд, даже не это, а отношение властей к людям — как к скоту. Людей, которые посмели выйти подышать на улицу, буквально сгоняют обратно, как коров, окружая их и крича в громкоговорители. Вообще вся эта система очень неприятно устроена. Если в вашем жилом комплексе есть подтвержденный случай заболевания коронавирусом, вы должны оставаться дома 7 дней, не выходя на улицу. Если случай зафиксировали именно в вашем здании, то придется сидеть на карантине 14 дней.
Мы живем в комплексе из 10 зданий, в каждом около 35 этажей. Почти каждый день мы вынуждены спускаться вниз на осмотр к врачу. Мы сидим дома с 1 апреля, а бесконечные тесты продолжаются. Мы думаем, что тесты — это и есть причина такого большого количества подтвержденных случаев. И мы уже потеряли надежду выбраться из дома когда-либо. Правительство ведь хочет, чтобы заболеваемость была нулевой.
У людей сдают нервы. Некоторые домашние животные были убиты какими-то ужасными, невежественными людьми, потому что они думали, что питомцы зараженных коронавирусом людей могут переносить инфекцию.
Убили несколько собак, потому что думали, что они тоже заражены и могут переносить инфекцию
«Другие болезни, кроме коронавируса, как будто отменили, и люди от них умирают»
Артем, Шанхай
Я в Шанхае уже три года, в Китае в общей сложности 10 лет. Частичный локдаун начался с 10 марта. Есть районы, где люди сидят уже почти два месяца. Общегородской локдаун должен был идти поэтапно. Город разделили на восточную и западную часть, граница проходила по реке. Все районы к востоку от реки должны были закрыться 26-27 марта до 1 апреля, а потом должны были открыться после всеобщего поэтапного тестирования. Затем должна была закрыться западная часть.
В итоге, 1 апреля восточная часть не открылась, и закрылась западная. Я нахожусь в западной, и до 5 апреля должны были всех протестировать и отпустить, но этого не произошло — не открыли ни восточную, ни западную часть, и в итоге весь Шанхай в локдауне уже почти месяц.
Я отсидел почти 30 дней. Подозрения на заражения в районе начались в середине марта — сначала нас закрыли на два дня, потом открыли, потом опять закрыли на четыре дня, потом открыли, потом нашли один бессимптомный случай, и вот с 27 марта сижу взаперти. Большинство населения города попеременно сидит на карантине с начала марта.
Большинство населения города сидит на карантине с начала марта
Количество самоубийств выросло, как и во всем мире во время локдаунов. Что касается правил карантина, здесь каждый микрорайон решает сам, что можно, а что нельзя. Здесь достаточно широко развито самоуправление. У меня в компаунде все отлично — люди гуляют с собаками, даже на тесты могут выходить с собаками. Когда не могли гулять, их выводили волонтеры. У нас последние 22 дня нельзя было выходить даже из квартиры — все приносили к двери, мусор выносили. Пару дней назад карантин ослабили, и теперь я могу гулять по жилому комплексу. Из здания пока не можем выходить, хоть некоторым и это разрешили, но это в случае, если за 14 дней в доме не обнаружили ни одного случая, в том числе бессимптомного.
У всех компаундов в Китае есть охранники и заборы. Любой жилой комплекс всегда огорожен, плюс есть местный ЖЭК, представители городских комитетов и медработников, но их не разглядишь, они все в белых костюмах и непонятно, кто есть кто. Они контролируют соблюдение карантина.
Медицинские работники на улицах Шанхая
Есть проблема с едой. Не то, чтобы люди голодают, но ее сложно достать, особенно некоторые продукты. Рацион стал намного скуднее. Предполагается, что должны были быть пайки, гуманитарная помощь. Где-то она есть, и носят ее чуть ли не 2-3 раза в неделю, а у нас раза три приносили за 24 дня, и набор был достаточно скудным, чтобы поесть на 1-2 дня — овощи, молоко и рис.
Можно делать заказы, но это плохо работает. Даже в начале 2020 года рестораны работали навынос, что-то можно было заказать, все привозили, а сейчас нет. Сейчас работают всего несколько платформ доставки, и нельзя извне Шанхая получать никакие посылки. Крупнейшие платформы типа JD и Tmall не работают, а те небольшие, что работают, просто не справляются с наплывом желающих.
Можно делать так: утром встать и быстро, пока открываются торги, зайти и попытаться урвать какие-то продукты. Не успеешь — останешься без продуктов, придется меняться с соседями. Бартер развит здесь очень сильно, все меняются друг с другом.
Не успеешь — останешься без продуктов, придется меняться с соседями
Меня спасает большое количество работы, хотя сейчас многие проекты встали. Мы производим видеоконтент для китайских соцсетей, но сейчас мало что можем делать. Надеемся, что в мае нас откроют, потому что, если сидеть так до июня, то можно обанкротиться. Уже многие компании банкротятся.
Самая неприятная история здесь — это скорая помощь. Другие болезни, кроме коронавируса, как будто отменили, как это было во всем мире, но здесь совсем никакой гибкости. В больницы нереально попасть по скорой, если не докажешь, что у тебя действительно экстренный случай. Насколько он экстренный, решает местный комитет. У меня есть знакомые, которые после операции дома сами швы снимали, потому что, чтобы попасть в больницу, надо ждать, сдавать тесты, назад не вернешься, потому что транспорта нет.
Кроме того, если ты был в больнице и вернулся домой, тебя соседи не очень хорошо принимают: ведь ты мог подцепить инфекцию, пока там был. А если у тебя будет положительный тест, то у всего здания обнулятся дни карантина, и придется сидеть снова 14 дней и делать тесты.
У меня есть приятель, который арендует квартиру с соседом, и у соседа нашли ковид. Приятеля как лицо, близко контактировавшее с заболевшим, забрали в ковидарий. Это так называемые лагеря, которые сделаны внутри выставочных центров. Кому-то везет, и они попадают в отели, там нормальные условия, но большинство живут в этих ковидариях, как в казармах. Он приехал туда без подтвержденного ковида, их всех вместе положили, кровать на кровати, он заболел, естественно, и пролежал несколько дней с высокой температурой. Проблема в том, что их особо ничем и не лечат — дают только какие-то китайские травки, но интенсивного лечения нет, поэтому они там ждут, пока сами поправятся. О том, что люди друг друга заражают в этих местах, никто не думает, к сожалению.
«Любые жалобы жителей на карантин блокируются и удаляются»
Умар, Шанхай
Лично мы получили от государства только одну коробку фруктов и овощей из государственных поставок. В начале изоляции было очень трудно что-либо найти. Многие мои соседи жалуются на нехватку еды. Было трудно найти предметы первой необходимости, такие, как вода и мясо. Туалетная бумага и другие вещи также были в ограниченном количестве.
Никого не выпускают из квартир. Можно только вынести мусор и спуститься вниз сдать тест. Мой жилой комплекс не очень придирчив в этом плане, но ворота у здания моих друзей закрыты на цепи, и возле ворот стоит охрана. Если покинуть свой жилой комплекс без разрешения, — это арест.
Если покинешь свой жилой комплекс без разрешения, тебя арестуют
Людей, у которых тесты оказываются положительными, даже без симптомов, — забирают силой в ковидные госпитали. Многие сопротивляются, потому что не могут оставить дома домашних животных, например. В это же время людей, у которых другие болезни, может быть, даже более серьезные, отказываются доставлять в больницу, и они умирают. Карантинные центры представляют собой огромные пространства с временными спальными местами. Власти просто силой удерживают там людей, у которых был обнаружен вирус, до тех пор, пока они не сдадут несколько отрицательных тестов. Самое страшное, что там приходится находиться людям, у которых даже симптомов нет.
Один из временных ковидных госпиталей в Шанхае
Я бы еще обратил внимание на цензуру в социальных сетях. Любые жалобы жителей на карантин блокируются и удаляются. Огромное количество китайцев просто не знают, что происходит в Шанхае. Людей, которые вывесили баннер против локдауна на свои ворота, арестовали.
Огромное количество китайцев из-за цензуры не знают, что происходит в Шанхае
Я учитель английского языка в Шанхае. Я из Великобритании, но здесь уже почти 3 года. Вся эта история с локдауном определенно подтолкнула меня к тому, чтобы подумать о том, чтобы вернуться домой, как только смогу. Я занимаюсь спортом, много говорю по телефону, мои китайские друзья помогают ориентироваться в местных приложениях для покупок. Сейчас я неплохо справляюсь, даже смеюсь над абсурдностью ситуации и историями, которые я могу рассказать, когда вернусь домой. Однако несколько моих друзей действительно подавлены и очень страдают от этой изоляции. Это очень давит на психику и вредит ментальному здоровью.
Честно говоря, мы все просто очень устали и сыты по горло всем этим бредом. В групповых чатах экспатов все планируют уехать из Шанхая или вообще из Китая. Потому что эта ситуация показала, как власти могут себя вести, и нет никакой гарантии, что подобных локдаунов не будет в будущем. Так жить нельзя.