Шахматист, заклятый враг Владимира Путина - «Иностранная пресса»
Стивен Ли Майерс | The New York Times
Шахматы на международном уровне - это множество гениальных мужчин и женщин с колоссальным самолюбием, пишет в статье для The New York Times журналист Стивен Ли Майерс. В результате выборы президента ФИДЕ в нынешнем году, назначенные на 11 августа, стали ожесточенной борьбой, "какой только может быть ссора в некой непостижимой для непосвященных международной организации". Соперники - Гарри Каспаров и действующий президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов.
Право голоса имеют 176 шахматных федераций. "Кампания за эти голоса спровоцировала обвинения в обмане и подкупе. Она также воскресила личные ссоры и споры, возникшие несколько десятилетий назад из-за всего что угодно: от управления ФИДЕ до убийства журналистки в 1998 году и разумности игры в шахматы с полковником Муаммаром Каддафи в 2011-м", - говорится в статье. ?Думаю, эти выборы окажутся самыми грязными, которые мы когда-нибудь увидим", - сказал в интервью Майерсу Игнатиус Леонг, влиятельный шахматный деятель из Азии.
"Кампания также превратилась в нечто намного более масштабное, преимущественно из-за кандидатуры Каспарова", - считает автор, поясняя, что Каспаров красноречиво критикует Россию. "Правительство Путина бросило свои дипломатические ресурсы против Каспарова и в поддержку Илюмжинова", - говорится в статье. "После российской аннексии Крыма в марте и гибели малайзийского авиалайнера в июле борьба за лидерство в ФИДЕ стала опосредованным полем более широких дебатов о свободе и демократии, о будущем шахмат и о месте путинской России в международном порядке", - добавляет автор.
"Гарри Каспаров - угроза единству шахмат", - сказал в июне в интервью Майерсу Кирсан Илюмжинов. Кабинет Илюмжинова показался журналисту аскетичным: у большинства российских чиновников в кабинетах стоит дорогая мебель, выставлены подарки, награды и фотографии Путина, а у Илюмжинова висят фото Калмыкии и Далай-Ламы. Илюмжинов "при личной встрече кажется далеко не столь эксцентричным, как его репутация", свидетельствует автор. Он поясняет: репутация Илюмжинова основана преимущественно на его рассказах о том, как в 1997 году "инопланетяне в желтых комбинезонах перенесли его на огромный звездолет, а затем на другую планету" (пересказ Майерса). Илюмжинов ранее "высказывал мнение, что сами шахматы пришли с некой высшей плоскости бытия, либо от Бога, либо из космоса", - пишет автор.
После распада СССР "Илюмжинов сделался владельцем сети частных компаний и очень богатым человеком, хотя, как в случае с многими российскими олигархами, точное происхождение и размеры его богатства неясны", - говорится в статье. Илюмжинов был избран президентом Калмыкии, ссылаясь на то, что богат и, следовательно, не подвержен соблазну коррупции. "На деле, как многие региональные лидеры в России 1990-х, он обращался со своей родиной как с личным феодом, выхолостив местное законодательное собрание и контролируя прессу. В 1998 году суд признал одного из его помощников виновным в убийстве оппозиционной журналистки и политической активистки Ларисы Юдиной", - говорится в статье.
Илюмжинов руководит ФИДЕ с 1995 года. "С тех пор его каждый раз переизбирали, хотя многие критики утверждают, что его сумасбродное, даже скандальное руководство подорвало международный престиж шахмат", - говорится в статье. В 1990-е годы Илюмжинов "подружился с Саддамом Хусейном", утверждает автор, и выбрал для проведения чемпионата мира Багдад, хотя против Ирака тогда действовали международные санкции. Под огромным нажимом он перенес матч в Элисту, где позднее выстроил роскошный Город Шахмат.
Напрашивались вопросы, не выполняет ли Илюмжинов роль эмиссара Кремля, пишет автор, напоминая о его встрече с Каддафи в 2011 года. Илюмжинов "сказал мне, что Каддафи попросил его передать послания Меркель, Саркози и другим лидерам стран НАТО - предложение провести конституционный референдум в качестве компромисса, чтобы прекратить войну", - сообщает Майерс.
"Всякий, кто поддерживает шахматы, мой друг", - сказал Илюмжинов и показал журналисту фотографии Далай-Ламы, Папы римского и Башара Асада. "Шахматы вне политики", - сказал Илюмжинов. "Потому-то Каспаров столь опасен. Потому-то с ним нужно бороться. Вот чего боялся шахматный мир: Каспаров начал смешивать шахматы с политикой", - добавил он.
"Каспаров был порождением советской спортивной машины и почти с самого начала бунтовал против нее", - пишет автор. В мемуарах сам Каспаров описывает свой взлет в шахматах как борьбу с советской шахматной бюрократией и ФИДЕ.
Он публично поддержал Горбачева, позднее - Ельцина. "Правда, к 1996 году он порвал с Ельциным и, как минимум на начальном этапе, поддержал одного из его соперников на выборах", - утверждает автор.
Тремя годами ранее Каспаров откололся от ФИДЕ. Он организовал в Лондоне чемпионат под эгидой новой организации - Professional Chess Association - и победил, а ФИДЕ его исключила. Многие так и не простили Каспарова за то, что он пошел своим путем.
Шахматный турнир в Макао Каспаров спонсировал через свой фонд Kasparov Chess Foundation. На церемонии награждения Каспаров вручал медали победителям, а в перерывах, как пишет автор, "встречался в частном порядке с некоторыми шахматными делегатами, которые будут голосовать в Норвегии". По его данным, некоторые из тех, кто приехал в Макао, остались верны Илюмжинову. "Каспаров и его помощники говорят, что Илюмжинов и российское правительство оказывают экстраординарный нажим на федерации, особенно на те, которые высказались за Каспарова. Один делегат, который сделал это в Макао, Махмуд Ханиф из Афганистана, был вскоре вычеркнут с сайта ФИДЕ за эту поддержку, по словам самого Ханифа и сторонников Каспарова", - говорится в статье.
Майерс называет Каспарова "упрямым идеалистом в стране, которая с глубоким цинизмом относится к политике". Он пытался расшевелить политическую активность в России, хотел баллотироваться в президенты. "Но, как происходит с большинством противников Кремля, его кампания была легко задушена в зародыше", - пишет автор.
То, что у Каспарова улучшились отношения с Анатолием Карповым, в итоге снова привело Каспарова в "политику шахмат", как выражается автор. На предыдущих выборах президента ФИДЕ Карпов соперничал с Илюмжиновым, а Каспаров поддержал Карпова. "Тот ненадолго завоевал поддержку большинства в Российской шахматной федерации, но затем сотрудники силовых структур обыскали штаб-квартиру федерации в Москве и временно изгнали ее членов", - пишет Майерс. Они ссылались на обнаружение финансовых нарушений. "Федерация вскоре пересмотрела свою поддержку", - говорится в статье, спустя четыре месяца Илюмжинов был вновь переизбран.
"Тот факт, что Карпову не удалось реально добиться поддержки в России, должен вам кое-что сказать о мощи поддержки Илюмжинова в определенных кругах", - сказал Каспаров, пояснив, что Карпов - "местный национальный герой".
Каспаров воспринимается на родине как иностранец, считает автор. По мнению Майерса, тому есть несколько причин: национальность и место рождения, то, что Каспаров восстает против "шахматной мафии" и Кремля и общается с американскими консерваторами.
В феврале Каспаров получил паспорт Хорватии, так как опасался, что его российский паспорт не будет продлен.
В беседе с Майерсом Илюмжинов сказал: "Я патриот России", - и добавил, что в прошлом предлагал Каспарову и его деловым предприятиям финансовую поддержку. "Каспаров вырос в нашей стране, получил здесь образование, стал чемпионом, получал здесь деньги, из моих собственных рук... - и его хвалят за борьбу с Россией и ее народом. Разве это не безумие?" - вопрошал Илюмжинов.
Автор замечает, что карьера Каспарова изначально сделала его кем-то вроде кочевника. И все же Каспаров сказал Майерсу, что считает Россию своим домом, своей неотъемлемой частью. Но в феврале 2013 года его матери позвонили из Следственного комитета и "сообщили, что его вызывают в качестве свидетеля в ходе нового расследования в отношении двух других оппозиционеров", пишет автор. По словам Каспарова, Алексей Навальный сказал ему: "В это здание можно войти свидетелем, а уйти подозреваемым". "Я не видел никаких резонов возвращаться", - заключил Каспаров.
"Суть избирательной программы Каспарова - в том, что ФИДЕ стала похожа на Россию: это непрозрачная, организованная сверху вниз, глубоко-коррумпированная организация, которая душит колоссальный народный и коммерческий потенциал шахмат", - пишет автор. По мнению Каспарова, руководство Илюмжинова отпугивает спонсоров. "И все же даже сторонникам Каспарова может показаться, что кампания похожа скорее на беспардонный поединок заявок, чем на обоснованные аргументы", - утверждает автор. Сторонник Каспарова, малайзиец Питер Лонг пожаловался Майерсу, что некоторые делегаты больше жаждут получить финансовую поддержку своих федераций, чем беспокоятся за здоровье шахмат.
"Еще тревожнее, что теперь Каспарова обвиняют в применении той же тактики, что и Илюмжинов, для завоевания поддержки делегатов", - пишет автор. В прошлом году Леонг присоединился к избирательному штабу Каспарова. "В проекте контракта с Леонгом, который был несанкционированно передан в The New York Times, штаб предлагал выплатить 500 тыс. долларов Леонгу и по 250 тыс. в год в течение четырех лет - Asean Chess Academy, организации, которую Леонг помог создать для преподавания шахмат. Уточнялось, что Леонг будет отвечать за обеспечение 11 голосов от своего региона, а также "попытается обеспечить 15 голосов (не считая Китая)", - говорится в статье.
Юрист Мортен Сэнд, составивший проект, сказал Майерсу, что проект контракта был, вероятно, незаконно добыт из ящика электронной почты Леонга в ФИДЕ и что в соглашении никогда не предполагалась оплата голосов. "Как затем сообщила газета, спустя три дня избирательный штаб Каспарова опубликовал окончательный проект, из которого была вычеркнута плата лично Леонгу. В этом документе говорилось, что все деньги будут выплачены организациям, а не физическим лицам", - пишет автор. Леонг назвал спор о контракте клеветнической кампанией лагеря Илюмжинова. "В открытом письме шахматным федерациям Леонг утверждал, что посредники Илюмжинова предлагали ему до 2 млн долларов за его поддержку", - говорится в статье. Со своей стороны, Илюмжинов обвинил Каспарова и Леонга в нарушении этического кодекса ФИДЕ и, возможно, законов США и Сингапура, а также рекомендовал уволить Леонга с поста генсека ФИДЕ.
Когда Майерс спросил о контракте, Каспаров сказал: "Я не вижу в этом случае никаких нарушений закона". "ФИДЕ громко жалуется на него, но, когда она жалуется на взятки и коррупцию, это все равно как Путин жалуется на неограниченное применение силы к против мирных граждан", - добавил он.
Путин не заявлял о поддержке Илюмжинова открыто, но в июне Путин встретился с Илюмжиновым на открытии шахматного турнира и "восславил возрождение еще одной советской традиции, которая вернет Россию на ее заслуженное место среди мировых держав", как выражается Майерс.
"Илюмжинов сказал мне, что он и Путин обсудили только расширение преподавания шахмат в школах, а не кампанию в ФИДЕ", - пишет автор. Но на следующей неделе Илюмжинов внезапно объявил, что чемпионат мира по шахматам пройдет в Сочи. Это решение "лишь укрепило у критиков Илюмжинова ощущение, что ФИДЕ - не более чем одна из служанок, обеспечивающих глобальные амбиции Путина, особенно если учесть возмущение мира действиями России на Украине", говорится в статье. МИД России тоже проявил необычный интерес к кампании, и послы встречались с чиновниками в нескольких странах или писали им, чтобы повлиять на исход выборов президента ФИДЕ. Делегат от Филиппин Просперо Пичай-мл. сказал, что после встречи с российским послом к нему обратился вице-президент Филиппин. "Я сказал: "Господин вице-президент, извините, я уже занят", - говорит Пичай. По мнению Пичая, поединок не имеет отношения к геополитике, просто "Путин - человек мстительный, он не хочет видеть Гарри в ФИДЕ".