«Мой брат умер не за диктатуру». Почему Израиль охватили массовые протесты - «Политика» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Политика » «Мой брат умер не за диктатуру». Почему Израиль охватили массовые протесты - «Политика»
«Мой брат умер не за диктатуру». Почему Израиль охватили массовые протесты - «Политика»
В Израиле протестующие более 30 недель подряд выходят на митинги, чтобы выразить несогласие с реформой судебной системы, которая ослабляет Верховный суд и расширяет полномочия правительства. Несмотря на протесты, международное давление и надвигающийся экономический кризис, первый закон пакета

В Израиле протестующие более 30 недель подряд выходят на митинги, чтобы выразить несогласие с реформой судебной системы, которая ослабляет Верховный суд и расширяет полномочия правительства. Несмотря на протесты, международное давление и надвигающийся экономический кризис, первый закон пакета реформ был принят парламентом 24 июля. Многие израильтяне опасаются, что это первый шаг к диктатуре, и основания для таких опасений есть.


Содержание
  • Чем недовольны израильтяне

  • Протесты в вооруженных силах

  • Полицейское насилие

  • Израиль — как Венгрия или Ливан?

Чем недовольны израильтяне

Сотни тысяч протестующих — около трех процентов населения Израиля — снова вышли на улицы по всей стране. Они держали в руках плакаты с лозунгами против диктатуры и лидера страны Биньямина Нетаньяху, чье правление продолжается уже 15 лет. В данный момент он возглавляет самое праворадикальное правительство в истории страны. Под гул барабанов люди скандировали: «Мы не боимся» и «Это правительство преступно». Главным образом в акциях участвуют ашкенази — евреи из Восточной Европы, склонные к более левым и светским взглядам, чем выходцы со Среднего Востока и Северной Африки. Протестующие заполнили пространство перед сценой, где выступали лидеры протеста и израильские интеллектуалы, среди которых был Юваль Ной Харари.

Во главе протестного движения нет лидеров политической оппозиции. Владимир Беляк, депутат от основной оппозиционной партии «Еш Атид», заявил The Insider, что «неправильно сводить протест к какому-то узкому политическому контексту». «Мы, конечно, участвуем в протесте, но у него собственная динамика и собственные лидеры. Именно это делает его таким мощным и поэтому он не угасает так долго», — подчеркнул Беляк.

Йонатан Леви, аспирант Лондонской школы экономики и исследователь роста правого популизма в Израиле, считает, что реформа судебной системы — лишь повод, а масштаб протестов объясняется разочарованием либеральных протестующих в своих лидерах.

В Израиле нет президентского вето, как нет и Конституции. Однако до прошлой недели полномочия министров ограничивались Верховным судом. Первая часть только что принятой реформы ограничивает способность Верховного суда противостоять незаконным решениям. Например, этот механизм был использован в 1989 году для ареста израильского полковника, который приказал солдатам избить палестинских заключенных. В феврале этого года суду удалось предотвратить назначение союзника Нетаньяху Арье Дери, официально признанного виновным в коррупции, на должности министра внутренних дел и здравоохранения. Верховный суд все еще может в ближайшие недели противостоять части закона, входящей в реформу, но Нетаньяху заявил, что он не будет подчиняться судьям. И тогда силовым структурам придется выбирать, на чьей они стороне — правительства или суда.


Протесты в Израиле
Фото: Милан Черный

Реформа судебной системы — это лишь «один фронт»: протестующие недовольны тем, что правительство постепенно захватывает израильское образование, СМИ и ограничивает в правах гражданское общество. Один из законопроектов, поддержанных членами партии Нетаньяху, направлен на введение 65-процентного налога на доходы НПО, получающих финансирование от иностранных правительств, и лишение их статуса «общественных учреждений». Этот шаг повторяет аналогичные решения, принятые в Венгрии и Польше, и, конечно же, особенно затронет организации, защищающие права человека, которые часто зависят от финансирования со стороны Европейского союза.

Опросы показывают последовательное снижение поддержки правительства Нетаньяху, которое началось вместе с реформой, при этом до трети избирателей, проголосовавших за партию Биби на последних выборах, хотят голосовать за более левую партию. Большинство населения (от 55 до 60%) также противятся принятому закону, поддерживает его всего лишь треть граждан. Коалиция Нетаньяху имеет небольшое преимущество в парламенте и получает поддержку от ультрарелигиозных, поселенцев и антилиберальных граждан, от которых зависит политическое выживание Нетаньяху.

Верховный суд редко противостоит решениям правительства, объявленным «неразумными» (всего 22 раза за всю историю), но многие считают, что запрет такого ветирования — это лишь первый этап законотворчества, направленного на подрыв демократического баланса внутри власти. «Если мы отменяем принцип приемлемости, принцип разумности, это развязывает руки исполнительной власти в очень многих областях. В результате Израиль может перестать быть демократическим государством», — говорит Беляк.

Закон, против которого протестуют израильтяне, также ограничивает контроль Верховного суда над избранными должностными лицами. Это означает, что Нетаньяху сможет уволить генерального прокурора, который стал главным инициатором дела о коррупции. Нетаньяху судят сразу по нескольким делам, включая получение от миллиардеров розового шампанского, ювелирных изделий, кубинских сигар и билетов на концерт Мэрайи Кэри в обмен на политические услуги.

Нетаньяху судят сразу по нескольким делам, включая получение кубинских сигар и билетов на концерт Мэрайи Кэри в обмен на политические услуги

Нынешний протест уникален своей продолжительностью и тем, что значительную роль в нем играют «либеральные элиты». Среди протестующих — представители самых разных групп, профессий и идентичности: врачи, студенты, учителя. Естественно, некоторые из этих людей могут иметь противоположные взгляды. Группа «против оккупации» машет палестинскими и советскими флагами, она склонна видеть в оккупации коренную причину проблем, с которыми сталкивается Израиль, но такие граждане в меньшинстве. В отличие от этой группы, многочисленные ветераны вооруженных сил предпочитают не обсуждать палестинский вопрос.

Протесты в вооруженных силах

Члены семей погибших солдат одеты в черное и ставят свечи у входа на протест. «Мой брат умер не за диктатуру, он умер не для того, чтобы женщинам отказывали в правах, а израильские арабы были равноправными гражданами», — говорит Айеле Баргоур, одна из лидеров организации «Семьи павших за демократию» и сестра командира парашютистов, погибшего при исполнении служебных обязанностей в 1996 году.

Неожиданно тысячи военнослужащих запаса, включая сотни летчиков, подписали петиции, отказываясь служить в армии недемократической страны. «Израильская армия в значительной степени зависит от военнослужащих запаса, и военные имеют священный статус», — поясняет Йонатан Леви. Это «самое важное учреждение» в стране, так как практически все израильские евреи служат в армии и, следовательно, составляют «одну из самых мощных групп, оказывающих влияние на правительство, такого явления нет в других странах».

Сознавая вес восставших военнослужащих запаса, правительство пытается лишить легитимности их отказ от службы, называя его «военным переворотом». Министры правительства и проправительственный телеканал 14 называют военнослужащих запаса, которые отдали годы своей жизни защите страны, «изменниками» и предлагают бросить их в тюрьму. Канал 14 принадлежит Ицхаку (Вячеславу) Мирилашвили, одному из сооснователей VK и сыну Михаила Мирилашвили, петербургского бандита, который помог Пригожину начать свою карьеру.

Полицейское насилие

На недавней демонстрации студенты держали плакаты с именами и фотографиями особенно агрессивных полицейских. Итамар Бен-Гвир, экстремистский министр, ранее осужденный за поддержку террористической организации, пропагандирующей превосходство евреев, в последние месяцы добился увольнения командующего полицией Тель-Авива за слишком лояльное отношение к протестующим. С момента принятия закона насилие только увеличилось: около 20 протестующих были избиты, некоторые из них получили повреждения глаз после прямых обстрелов водометами.


Протесты в Израиле
Фото: Милан Черный

После завершения демонстрации толпы молодых активистов разделились на три группы. Они попытались заблокировать движение на Аялоне, самой загруженной автомагистрали Тель-Авива. Люди пели «Вы ошиблись поколением», когда на них со всех сторон вышли полицейские. В Израиле нет сил, подобных российскому ОМОНу, а силы военной полиции, известные как «магавниким», вооружены винтовками М-16.

Протестующие наводнили автомагистраль, на минуту остановив движение автомобилей, после чего конные полицейские набросились на толпу, расталкивая ее в разные стороны. Один из протестующих, говорящий на русском языке, сравнил полицейских с казаками, которые участвовали в еврейских погромах и расправлялись с евреями. Автомобили гудели, некоторые водители показывали протестующим средние пальцы. На прошлой неделе один водитель даже наехал на митингующих.

На автомагистрали появились водометы и шумовые пушки, аналогичные тем, что использовались против протестующих в Грузии, полиция пыталась отговорить протестующих от повторной попытки остановить движение. На прошлой неделе полиция впервые применила против многотысячной толпы в Иерусалиме так называемые «скунки» — бомбы с запахом, напоминающим запах сточных вод. Это оружие были разработано израильской высокотехнологичной промышленностью и протестировано на палестинцах. Технологии также были проданы в Казахстан и Азербайджан, а теперь все чаще используются против израильских евреев.

Израиль — как Венгрия или Ливан?

Протестующие опасаются, что Израиль постепенно может прийти к гибридному режиму или «пустой демократии» с существующими демократическими институтами, но с ограниченными свободами, как в Венгрии или Польше.


Протесты в Израиле
Фото: Милан Черный

Протестующие часто скандируют: «Сара [жена Нетаньяху], Биби, здесь не Венгрия!» Но Венгрия и Польша ограничены законами ЕС, они не находятся в состоянии войны и не разделены по этническому и религиозному принципу. Скорее, Израиль может стать больше похожим на своего соседа на севере — Ливан, страну, раздираемую насилием. Это сравнение до сих пор считается табу у многих жителей Израиля, но для палестинцев это может стать реальностью: в 2023 году израильские военные убили более 100 палестинцев, в том числе 28 детей. Протестующие боятся, что ограничение свободы судов даст властям мандат на любые подобные действия.

Происходящее особенно тревожит выходцев из России. Владимир Беляк, который эмигрировал в Израиль в конце 1990-х годов, замечает много параллелей:

«Я видел, по крайней мере издалека, как это происходило в России последние 25 лет. Я не хочу пережить тот же процесс в Израиле. Я сегодня неспроста считаюсь одним из ведущих депутатов парламентской оппозиции, ведь, в отличие от большинства оппозиционеров, я знаю, как выглядит жизнь в недемократической стране».

Международная реакция не оказала большого влияния на планы правительства по поводу судебной реформы. Германия и Франция выразили свое осуждение, Объединенные Арабские Эмираты, союзник Израиля, мало интересуются эрозией демократических стандартов в Израиле, но осудили рейды израильской армии в палестинские города. После принятия закона Нетаньяху якобы разместил фотографию с китайским посольством в Израиле и читал книгу Си Цзиньпина — вероятно, чтобы вызвать недовольство США и создать ложное впечатление, что Иерусалим может встать на сторону Китая, если Вашингтон прекратит поддержку Израиля.


Источник новости - theins.ru.

{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!