Вирус гражданского неповиновения. Китайские протестующие добились отмены локдауна, но теперь стране грозит эпидемия - «Политика» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Политика » Вирус гражданского неповиновения. Китайские протестующие добились отмены локдауна, но теперь стране грозит эпидемия - «Политика»
Вирус гражданского неповиновения. Китайские протестующие добились отмены локдауна, но теперь стране грозит эпидемия - «Политика»
Государственный комитет Китая по вопросам гигиены и здравоохранения 7 декабря объявил о смягчении ковидных ограничений. Власти КНР пошли на такие меры из-за прошедших по всей стране масштабных антиковидных и антиправительственных протестов, а также из-за распространения информации об этом в мировых

Государственный комитет Китая по вопросам гигиены и здравоохранения 7 декабря объявил о смягчении ковидных ограничений. Власти КНР пошли на такие меры из-за прошедших по всей стране масштабных антиковидных и антиправительственных протестов, а также из-за распространения информации об этом в мировых СМИ. Теперь жители Китая могут свободно передвигаться по стране и посещать большинство заведений без теста. Однако эксперты предупреждают, что внеплановый отказ от политики Zero-COVID в сочетании с низким уровнем вакцинации населения Китая может привести к резкому рост смертности от ковида, а это повлечет за собой очередной кризис.


Содержание
  • Нарастание недовольства политикой Zero-COVID

  • Распространение протестов

  • Опасность снятия ограничительных мер

Нарастание недовольства политикой Zero-COVID

Политика по борьбе с коронавирусом в Китае широко обсуждается с самого начала пандемии. Она получила название Zero-COVID из-за своей цели свести к нулю число новых случаев заражения. Также ее называют «динамической очисткой» из-за жесткости антиковидных мер — «поиск, тестирование, отслеживание, изоляция и поддержка» (FTTIS). Такая политика применялась и в других государствах, например, в Южной Корее, Тайване и Новой Зеландии. Однако именно с Китаем она ассоциируется прочнее всего — в первую очередь, из-за отличительно строгих мер и особенного упора на изоляции.

Китайский Zero-COVID включал в себя строгие и продолжительные локдауны и жесткий контроль над границами между регионами. Так, гражданам Китая запрещался въезд и выезд из городов и регионов, подверженных эпидемии. Вскоре к локдаунам добавились массовые публичные тестирования с последующими карантинами и отслеживанием контактов. Поначалу стратегия казалась относительно эффективной в подавлении распространения инфекции и предотвращении избыточной смертности. Первоначальный успех убедил главного «архитектора» и сторонника стратегии, лидера КНР Си Цзиньпина в полной правоте и необходимости придерживаться плана — так Zero-COVID стала главной парадигмой в эпидемической политике Китая.

Zero-COVID стала главной парадигмой в эпидемической политике Китая

Несмотря на значительные изменения в подходах к борьбе с ковидом в других странах и эволюцию самого вируса, основные элементы стратегии Zero-COVID оставались в Китае в ходу и по сей день. Эти меры стали альтернативой кампании вакцинации, провал которой в определенной степени был обусловлен нежеланием Си рассчитывать на западные вакцины.

Линия Си не подвергалась сомнению и критике внутри партии и правительства — это объясняет, почему акции против ковидных ограничений получили еще и политический вектор, направленный против КПК и Си в частности. В течение своего правления, а особенно начиная со второго срока, Си стремительно наращивал собственную власть и все более урезал оставшиеся свободы. Но даже не склонное в последнее десятилетие к активным протестам население Китая подвержено политическим тревогам, связанным с развитием авторитаризма и размытием гражданских свобод. В результате накопившиеся переживания, наложившиеся на ковидный кризис, вылились в массовые протесты.

Распространение протестов

Первые протестные акции прошли 15 ноября в Гуанчжоу. На фоне рекордного количества новых заражений (впервые с апреля) правительство КНР стало обсуждать возвращение к строгому локдауну. Уставшие от ограничений жители города отреагировали на это масштабными шествиями. Протестующие разрушали полицейские и эпидемические кордоны и вступали в перепалки с облаченными в костюмы биологической защиты работниками. Однако в международной прессе эти протесты освещались не очень активно, а сообщения в социальных сетях оперативно подчищались китайскими цензорами. Моментально удалялись и посты о протестах, хэштеги и поисковые результаты на крупных платформах вроде китайского сервиса Weibo. Онлайн-цензура в Китае оказалась очень эффективной и в рамках крупных протестов.

Ночью 25 ноября начались демонстрации в городе Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного района. Они были спровоцированы пожаром в одном из домов, жильцы которого находились на карантине. Пожарные долго не могли потушить огонь, а жильцы не могли выбраться из здания из-за эпидемических кордонов и перекрытий. В итоге погибли 10 человек. Ответственность за это жители города возложили на правительство и их затяжные ковидные ограничения. За трагедией в Урумчи тут же последовали масштабные волнения. Несмотря на морозную ночь, на центральной площади города собрались толпы протестующих: они скандировали «закончить локдаун» и повторяли отрывок из государственного гимна Китая: «Вставайте! Люди, не желающие быть рабами!» Тогда же протест приобрел символ, позаимствованный у гонконгских демонстраций 2020 года, — запрет на протестную символику вновь подтолкнул протестующих к белому листу. Волна акций приобрела название «революции белых листов».


{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!

Смотрите также
интересные публикации