Оружие НАТО против советских раритетов. Чем воюют Украина и Россия - «Политика» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Политика » Оружие НАТО против советских раритетов. Чем воюют Украина и Россия - «Политика»
Оружие НАТО против советских раритетов. Чем воюют Украина и Россия - «Политика»
Спустя три месяца войны России с Украиной окончательно стало очевидно: конфликт перешел в затяжную стадию. Переломить ситуацию должны поставки вооружения, обещанного Киеву западными странами: совсем скоро в Украине можно будет увидеть крупномасштабное столкновение техники НАТО и советских

Спустя три месяца войны России с Украиной окончательно стало очевидно: конфликт перешел в затяжную стадию. Переломить ситуацию должны поставки вооружения, обещанного Киеву западными странами: совсем скоро в Украине можно будет увидеть крупномасштабное столкновение техники НАТО и советских (российских) систем. The Insider подробно разбирает, чем армии России и Украины располагали на начало конфликта, сколько техники потеряла и получила каждая из сторон, каково соотношение сил сейчас и как оно может измениться.




Содержание
  • Соотношение сил

  • Авиатехника

  • Техника сухопутных войск

  • Военно-морская техника

  • У кого на данный момент вооружения лучше и что будет дальше

  • «Маленькая умная армия XXI века разобьет армию XX века, даже если та втрое больше»

  • «Пока обе стороны по большей части воюют советским оружием»

  • «Поставки РСЗО HIMARS Украине переломили бы ситуацию, но США не хотят эскалации»

Соотношение сил

По данным справочника Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies, IISS) Military Balance 2022 (оценка для ВС РФ доступна здесь, для ВСУ — здесь), перед нападением на Украину Россия обладала подавляющим преимуществом по всем видам обычных вооружений. Российская авиация насчитывала почти 1400 боевых самолетов против 125 самолетов у Украины и чуть меньше 500 ударных вертолетов против 42 украинских. Сухопутные войска превосходили украинцев в технике в 3–7 раз: 13 000 танков против 2100, 20 000 единиц бронетехники против 3000, 6000 артиллерийских систем против 2000. Военно-морские силы России и Украины некорректно сравнивать: по сути, украинский флот состоял из одного крупного надводного корабля против десятка в составе только Черноморского флота РФ (не говоря уже о подлодках, которых у Украины нет).

Однако это общие цифры. Если смотреть на силы и средства, непосредственно задействованные в войне, расчетное соотношение оказывается не столь впечатляющим: преимущество ВС РФ в танках и бронетехнике сокращается до 1,3–1,4 к 1, в самолетах — до 2,6 к 1, в вертолетах — до 4,5 к 1. А в артиллерийских системах украинцы и вовсе выходят вперед. Подавляющее большинство ВВСТ обеих армий было представлено советскими образцами либо их постсоветскими модификациями.

Несмотря на регулярно озвучиваемые Кремлем претензии по поводу «накачки» Украины оружием, в 2014–2021 годах западные страны избегали поставок тяжелых вооружений, ограничиваясь бронеавтомобилями, радиолокационным оборудованием, патрульными катерами, ПТРК. По сути, единственным исключением стала закупка крупной партии турецких ударных БЛА Bayraktar TB-2.

Авиатехника

В ходе боевых действий Россия лишилась как минимум 29 самолетов (в том числе самых современных многоцелевых истребителей Су-30СМ и фронтовых бомбардировщиков Су-34), свыше 40 вертолетов (среди них больше десятка ударно-разведывательных Ка-52 «Аллигатор») и почти 80 БЛА. При том, что активность российской авиации остается довольно умеренной весь период конфликта — в сутки проводится всего 100–150 вылетов, причем интенсивность резко снизилась, после того как прекратились бои за Мариуполь.

По имеющимся данным, ВВС Украины потеряли 25 самолетов, 9 вертолетов и 25 БЛА. С поправкой на меньшую активность, изначально более скромные оперативные возможности и регулярные ракетные удары по аэродромам и базам снабжения удивительно, что украинская авиация до сих пор сохраняет боеспособность.

Российские ВВС так и не сумели обеспечить господство в небе над Украиной, боевые вылеты в основном ограничиваются прифронтовой зоной из-за неподавленной ПВО. К тому же в воздухе не находятся круглосуточно самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 (в отличие от аналогичных самолетов НАТО), соответственно, нет и постоянного радиолокационного контроля воздушного пространства Украины.

Не менее удивительно, что украинцы, насколько можно судить, гораздо более эффективно используют беспилотники. Причем не столько ударные (хотя достоверный список целей, пораженных Bayraktar TB-2, составляет почти 80 единиц), сколько тактические — для разведки, целеуказания и корректировки огня.

Российские беспилотники в то же время «прославились» оригинальными технологическими решениями, вызванными то ли коррупцией, то ли нехваткой импортных комплектующих. Попавшие в руки украинских военных БЛА «Орлан-10», как оказалось, собирались при помощи пластиковых бутылок, а вместо специализированной оптической аппаратуры применяли примотанный липкой лентой и закрепленный клеем фотоаппарат Canon.

шутят про «тракторные войска Украины», но масштаб катастрофы действительно поражает воображение.

ВС РФ потеряли свыше 700 танков (в том числе более 200 самых массовых — Т-72Б3), из них только 400 уничтожили или повредили в бою, остальные пополнили ряды украинской армии. До половины и более потерь по другим категориям бронетехники также приходятся на оставленные и захваченные машины. Известные потери ВСУ на порядок меньше.

Один из факторов потери техники Россией заключается в крайне низком уровне координации и слаженности действий батальонных тактических групп (БТГ). В теории каждая БТГ, составленная из артиллерии, пехоты и танков, должна сравнительно быстро решать задачи по прорыву вражеской обороны, но без поддержки с воздуха, достаточного снабжения и часто даже без связи с другими частями и соединениями такие боевые единицы становятся легкой добычей для противника.

Важную роль играет и насыщение ВСУ современными ПТРК западного производства (NLAW, Javelin), и даже конструктивные особенности российских танков. Передовая система автоматического заряжания Т-72 подразумевает размещение боекомплекта в боевом отделении рядом с экипажем и при точном попадании практически не оставляет шансов на спасение. Западные танки устроены по-другому и, хотя полагаются на старомодное ручное заряжание, отделяют экипажи от боекомплекта переборками.

иными средствами), но требовавшийся для нее уровень тактической выучки и координации оценивается экспертами как исключительно высокий.

Потеря «Москвы» не просто нанесла серьезный урон моральному духу российских моряков. Без средств ПВО, расположенных на крейсере, сектор Черного моря, чрезвычайно важный для вероятной десантной операции по захвату Одессы, остался без прикрытия. Этим, в частности, объясняются сопряженные со значительными потерями (несколько катеров, ЗРК, десантный корабль) попытки ВС РФ установить устойчивый контроль над островом Змеиный.

После того как Турция закрыла проливы Босфор и Дарданеллы, пополнить группировку российских ВМФ в Черном море стало невозможно. Сейчас там насчитывается около 20 надводных кораблей и подводных лодок.

У кого на данный момент вооружения лучше и что будет дальше

Согласно визуально подтвержденным свидетельствам на основе открытых источников (в удобной графической форме доступны здесь), общие потери ВС РФ в технике перевалили за 4100 единиц по сравнению с чуть более 1100 у ВСУ. В относительном выражении (к действующим на украинском ТВД силам) получается, что по большинству категорий ВВСТ российские войска понесли бóльшие потери, чем украинские.

известно об объявленных поставках свыше 900 единиц техники, что с лихвой покрывает все потери ВСУ.

Украинская армия пополнится также широкой номенклатурой дальнобойных артиллерийских систем (270 единиц) и боеприпасов к ним, причем не только и не столько советского производства: теми же гаубицами М777, немецкими PzH 2000 и французскими САУ CAESAR.

При этом в отношении Украины остаются определенные ограничения политического характера. Например, Германии так и не удалось договориться со Швейцарией о реэкспорте снарядов к СЗУ Gepard. Предложение передать танки Leopard 1 1960-х годов выпуска справедливо было воспринято в Киеве как издевательство.

России же рассчитывать особенно не на что, если не считать технику на хранении, о боеспособности которой остается только догадываться. Вряд ли на поле боя появятся и исключительно «парадные» образцы «чудо-оружия» вроде танка «Армата» или САУ «Коалиция-СВ». Кроме того, сомнительно, что российский военно-промышленный комплекс в условиях санкций сумеет наладить массовый выпуск или закупит за границей большие объемы ВВСТ.

Получается, что в сфере оснащенности техникой ситуация медленно, но неотвратимо меняется в пользу ВСУ даже при сохранении количественного превосходства за ВС РФ. Тем более, что украинское «железо» сейчас пользуется логистической и организационной поддержкой по натовским стандартам.

А это значит, что повышается риск применения Кремлем ракетно-ядерного вооружения, единственной категории, в которой Россия обладает паритетом с НАТО (а по тактическим ядерным боеприпасам — даже преимуществом).

Вячеславом Епуряну.

{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!