«Рынку нужны кадры научно-технологического прорыва и команды стратегических изменений» - «Новости России» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Новости России » «Рынку нужны кадры научно-технологического прорыва и команды стратегических изменений» - «Новости России»
«Рынку нужны кадры научно-технологического прорыва и команды стратегических изменений» - «Новости России»
Проректор по развитию магистратуры УрФУ Наталья Андрейченко. Иллюстрация: Предоставлено героем материала «Перед нами стоит задача развития прорывных программ, тесно связанных с реальным сектором экономики». Проректор УрФУ Наталья Андрейченко — о будущем магистратуры. В Уральском федеральном
«Рынку нужны кадры научно-технологического прорыва и команды стратегических изменений» - «Новости России»
Проректор по развитию магистратуры УрФУ Наталья Андрейченко. Иллюстрация: Предоставлено героем материала

«Перед нами стоит задача развития прорывных программ, тесно связанных с реальным сектором экономики». Проректор УрФУ Наталья Андрейченко — о будущем магистратуры.


В Уральском федеральном университете подвели итоги приемной кампании в магистратуру. В этом учебном году к освоению программ приступили 2,3 тыс. магистрантов только по очной форме обучения — это на 445 чел. больше, чем в 2021 г. В целом по состоянию на 1 октября контингент магистратуры УрФУ в относительных величинах увеличился на 17% в сравнении с прошлым годом. Как отметила проректор по развитию магистратуры УрФУ Наталья Андрейченко, среди обучающихся по этим программам становится все больше состоявшихся специалистов, которые приходят за новыми компетенциями, часто — по рекомендации руководства предприятия.



В интервью DK.RU Наталья Андрейченко рассказала, как на рынке поменялось отношение к бакалаврам и магистрам, почему бизнес заинтересован в совместных программах с вузом и как поступить в магистратуру, если последний раз сидел за студенческой партой несколько лет назад.



Как можете оценить результаты приемной кампании?



— Мы ставили для себя цели в рамках этой приемной кампании увеличить прием в магистратуру. Этот вектор также заложен в программе «Приоритет 2030». Следует отметить, что в предшествующей программе развития университет ставил перед собой цели больше касающиеся развития бакалавриата: мы работали над увеличением цифр приема, среднего балла поступающих, технологий индивидуализации, таких как онлайн и проектная деятельность. Достигли лидерских позиций в данных направлениях. Это позволило нам при существенном увеличении бакалавриата не потерять в качестве подготовке.




Теперь перед нами стоит такая амбиция в магистратуре. К тому же мы взяли на себя обязательства при вхождении в программу «Приоритет 2030», став ее победителями в 2021 г и определив целевой показатель в 30% магистрантов от общего контингента вуза.




Это очень серьезный вызов. Во-первых, необходимо, чтобы темп роста магистратуры был выше темпа роста бакалавриата и специалитета. Во-вторых, необходим рост количества вовлеченных научно-технологичных организаций — нужны новые типы партнерств. В-третьих — создание ценности магистратуры для различных стейкхолдеров. Последнее связано с тем, что когда наши вузы перешли на Болонскую систему, старая модель, существовавшая в России, предопределила отношение рынка к выпускникам. Работодатели считали бакалавров недоучившимися специалистами, поэтому выпускники бакалавриата были вынуждены продолжать учебу в магистратуре по этой же специальности.



Сейчас к бакалаврам относятся точно так же, как к выпускникам специалитета, поэтому мы видим их стремительный отток из вуза после окончания обучения. Но уже через два-три года они начинают возвращаться, потому что чувствуют изменения рынка и необходимость освоить новые междисциплинарные компетенции.



Каких выпускников магистратуры сегодня рассчитывает получить рынок?



— Выпускники магистратуры должны уметь решать не только и не столько оперативные задачи, они должны уметь проводить стратегические изменения на предприятиях и адаптироваться к новым трендам. Сегодня, говоря о магистратуре, мы видим ее развитие как раз в том, чтобы готовить команды изменений для высокотехнологичных предприятий, которые приходят от предприятий с уже сформулированной задачей от него и решаемой в период обучения в рамках проектной деятельности. Такова новая модель: центром является проект, вокруг которого выстраивается образовательная программа как ответ на образовательный запрос.




Вот новый смысл магистратуры — междисциплинарность, проектная деятельность, гибридные форматы обучения для вовлечения предприятий в реализацию программы без отрыва кадров от производственной деятельности. Апробация проектных команд на стажировках и практиках. Будущее видим в том, что на обучение в магистратуру приходят целые команды, которые могут состоять из экономистов, инженеров, технологов. Каждый из них идет учиться на свое направление, но они могут объединяться в проектной деятельности, чтобы решать общие задачи. Это важный аспект развития магистратуры.




Перед университетом стоит задача подготовки кадров, способных осуществить научно-технологический прорыв через тесную связку с предприятиями реального сектора экономики. Во время обучения магистранты активно занимаются научно-исследовательской работой. Это позволяет нам готовить кадры высокотехнологического прорыва, которые способны провести собственные исследования, разработать модель продукта, довести его до прототипа и внедрить в реальное производство.



Примечательно, что некоторые магистранты при поддержке своего научного руководителя продолжают заниматься наукой и поступают в аспирантуру. Это около 10-15% ребят. Таким образом, происходит инбридинг и омоложение науки.



Есть ли у вуза совместные программы с предприятиями?



— Если бы у нас не было тесной связки с предприятиями, мы не могли бы заявить о себе как вуз, который готовит кадры научно-технологического прорыва. У нас есть программы, которые инициированы, например, Росатомом, Синарой, Вектором, Контуром, УЗГА, ЧТПЗ, МТС, Сбером. Компании выступают заказчиками подготовки кадров по определенным направлениям. Часто речь идет о смежных специальностях. Например, Синара или Контур в числе прочего заинтересованы в подготовке кадров с управленческими компетенциями.



А бизнес со своей стороны готов отправлять своих специалистов к вам в качестве преподавателей?



— Это одно из ключевых условий выстраивания системы лояльности, уровня доверия. Часто можно услышать, что практическая и образовательная деятельность в вузах сейчас не коррелируются. Мы точно можем заявить, что это не так. Уже сегодня программы проектируются не просто под партнеров, а вместе с ними.



Программа, сформированная без партнера, — модель прошлого. Модель будущего — когда непосредственный заказчик кадров включен в образовательный процесс через проектную деятельность, курсы, практики, стажировки. Но самое главное — трудоустройство в компании, которые являются стейкхолдерами программ.



В магистратуру УрФУ большое количество студентов поступает по собственной инициативе, без заказа предприятия. Как обстоят дела с трудоустройством у них — это более востребованные на рынке специалисты?



— Более 90% магистрантов уже трудоустроены и совмещают учебу с работой. После окончания обучения они могут менять карьерную позицию, место работы. Но, так или иначе, такие кадры востребованы и высокий процент трудоустройства — подтверждение этому.



Часто ли бывшие бакалавры и специалисты поступают в магистратуру на направление подготовки, которое кардинально отличается от того, что указано в его дипломе?



— Это происходит достаточно часто. Тренд обсуждается научным и профессиональным сообществом, и многие заявляют о слабости этой модели. Но нельзя однозначно смотреть на этот факт.



Случаи, когда гуманитарий поступает, допустим, на направление, связанное с химией или физикой, — единичные. Человек, не имеющий необходимых знаний в этих областях, вряд ли преодолеет входной барьер. Но если человек в свое время поступил на экономическое направление, параллельно пополнял свои естественнонаучные компетенции и в итоге смог поступить в магистратуру на физическое направление, значит, перед ним стояла такая задача, и им можно только восхищаться.



А вот обратная ситуация: инженер становится или планирует карьерное продвижение, ему необходимы верхнеуровневые компетенции топ-менеджмента, стратегическое управление.  И именно это сегодня один из векторов развития магистратуры. Наша задача сформировать управленческие компетенции у специалиста определенной специализации. Именно поэтому в магистратуру часто приходит топ-менеджмент, который работает на стратегические задачи предприятия.



Как проходят вступительные экзамены в магистратуру?



— Вуз проводит испытания, которые показывают, сможет ли человек учиться на выбранном направлении подготовки. Задания вступительного испытания позволяют оценить возможность обучения в магистратуре для профильных и непрофильных специалистов. Сегодня мы также смотрим в сторону формирования научно-профессионального портфолио как индивидуализированного и персонифицированного отбора в магистратуру УрФУ.



В правилах приема на 2023 г. мы планируем заложить широкий спектр индивидуализированных для каждого поступающего достижений. То есть наличие стажа в профессиональной деятельности, наличие собственных индивидуальных достижений формирует индивидуализированное портфолио при поступлении. Университет хотел бы видеть у себя талантливых обучающихся высокого уровня с хорошим профессиональным и научным бэкграундом. Университет сегодня — это территория смыслов и возможностей, формирующая кадры научно-технологического прорыва в сердце Евразии.




{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика