«Рынку нужны кадры научно-технологического прорыва и команды стратегических изменений» - «Новости России»
«Перед нами стоит задача развития прорывных программ, тесно связанных с реальным сектором экономики». Проректор УрФУ Наталья Андрейченко — о будущем магистратуры.
В Уральском федеральном университете подвели итоги приемной кампании в магистратуру. В этом учебном году к освоению программ приступили 2,3 тыс. магистрантов только по очной форме обучения — это на 445 чел. больше, чем в 2021 г. В целом по состоянию на 1 октября контингент магистратуры УрФУ в относительных величинах увеличился на 17% в сравнении с прошлым годом. Как отметила проректор по развитию магистратуры УрФУ Наталья Андрейченко, среди обучающихся по этим программам становится все больше состоявшихся специалистов, которые приходят за новыми компетенциями, часто — по рекомендации руководства предприятия.
В интервью DK.RU Наталья Андрейченко рассказала, как на рынке поменялось отношение к бакалаврам и магистрам, почему бизнес заинтересован в совместных программах с вузом и как поступить в магистратуру, если последний раз сидел за студенческой партой несколько лет назад.
Как можете оценить результаты приемной кампании?
— Мы ставили для себя цели в рамках этой приемной кампании увеличить прием в магистратуру. Этот вектор также заложен в программе «Приоритет 2030». Следует отметить, что в предшествующей программе развития университет ставил перед собой цели больше касающиеся развития бакалавриата: мы работали над увеличением цифр приема, среднего балла поступающих, технологий индивидуализации, таких как онлайн и проектная деятельность. Достигли лидерских позиций в данных направлениях. Это позволило нам при существенном увеличении бакалавриата не потерять в качестве подготовке.
Теперь перед нами стоит такая амбиция в магистратуре. К тому же мы взяли на себя обязательства при вхождении в программу «Приоритет 2030», став ее победителями в 2021 г и определив целевой показатель в 30% магистрантов от общего контингента вуза.
Это очень серьезный вызов. Во-первых, необходимо, чтобы темп роста магистратуры был выше темпа роста бакалавриата и специалитета. Во-вторых, необходим рост количества вовлеченных научно-технологичных организаций — нужны новые типы партнерств. В-третьих — создание ценности магистратуры для различных стейкхолдеров. Последнее связано с тем, что когда наши вузы перешли на Болонскую систему, старая модель, существовавшая в России, предопределила отношение рынка к выпускникам. Работодатели считали бакалавров недоучившимися специалистами, поэтому выпускники бакалавриата были вынуждены продолжать учебу в магистратуре по этой же специальности.
Сейчас к бакалаврам относятся точно так же, как к выпускникам специалитета, поэтому мы видим их стремительный отток из вуза после окончания обучения. Но уже через два-три года они начинают возвращаться, потому что чувствуют изменения рынка и необходимость освоить новые междисциплинарные компетенции.
Каких выпускников магистратуры сегодня рассчитывает получить рынок?
— Выпускники магистратуры должны уметь решать не только и не столько оперативные задачи, они должны уметь проводить стратегические изменения на предприятиях и адаптироваться к новым трендам. Сегодня, говоря о магистратуре, мы видим ее развитие как раз в том, чтобы готовить команды изменений для высокотехнологичных предприятий, которые приходят от предприятий с уже сформулированной задачей от него и решаемой в период обучения в рамках проектной деятельности. Такова новая модель: центром является проект, вокруг которого выстраивается образовательная программа как ответ на образовательный запрос.
Вот новый смысл магистратуры — междисциплинарность, проектная деятельность, гибридные форматы обучения для вовлечения предприятий в реализацию программы без отрыва кадров от производственной деятельности. Апробация проектных команд на стажировках и практиках. Будущее видим в том, что на обучение в магистратуру приходят целые команды, которые могут состоять из экономистов, инженеров, технологов. Каждый из них идет учиться на свое направление, но они могут объединяться в проектной деятельности, чтобы решать общие задачи. Это важный аспект развития магистратуры.
Перед университетом стоит задача подготовки кадров, способных осуществить научно-технологический прорыв через тесную связку с предприятиями реального сектора экономики. Во время обучения магистранты активно занимаются научно-исследовательской работой. Это позволяет нам готовить кадры высокотехнологического прорыва, которые способны провести собственные исследования, разработать модель продукта, довести его до прототипа и внедрить в реальное производство.
Примечательно, что некоторые магистранты при поддержке своего научного руководителя продолжают заниматься наукой и поступают в аспирантуру. Это около 10-15% ребят. Таким образом, происходит инбридинг и омоложение науки.
Есть ли у вуза совместные программы с предприятиями?
— Если бы у нас не было тесной связки с предприятиями, мы не могли бы заявить о себе как вуз, который готовит кадры научно-технологического прорыва. У нас есть программы, которые инициированы, например, Росатомом, Синарой, Вектором, Контуром, УЗГА, ЧТПЗ, МТС, Сбером. Компании выступают заказчиками подготовки кадров по определенным направлениям. Часто речь идет о смежных специальностях. Например, Синара или Контур в числе прочего заинтересованы в подготовке кадров с управленческими компетенциями.
А бизнес со своей стороны готов отправлять своих специалистов к вам в качестве преподавателей?
— Это одно из ключевых условий выстраивания системы лояльности, уровня доверия. Часто можно услышать, что практическая и образовательная деятельность в вузах сейчас не коррелируются. Мы точно можем заявить, что это не так. Уже сегодня программы проектируются не просто под партнеров, а вместе с ними.
Программа, сформированная без партнера, — модель прошлого. Модель будущего — когда непосредственный заказчик кадров включен в образовательный процесс через проектную деятельность, курсы, практики, стажировки. Но самое главное — трудоустройство в компании, которые являются стейкхолдерами программ.
В магистратуру УрФУ большое количество студентов поступает по собственной инициативе, без заказа предприятия. Как обстоят дела с трудоустройством у них — это более востребованные на рынке специалисты?
— Более 90% магистрантов уже трудоустроены и совмещают учебу с работой. После окончания обучения они могут менять карьерную позицию, место работы. Но, так или иначе, такие кадры востребованы и высокий процент трудоустройства — подтверждение этому.
Часто ли бывшие бакалавры и специалисты поступают в магистратуру на направление подготовки, которое кардинально отличается от того, что указано в его дипломе?
— Это происходит достаточно часто. Тренд обсуждается научным и профессиональным сообществом, и многие заявляют о слабости этой модели. Но нельзя однозначно смотреть на этот факт.
Случаи, когда гуманитарий поступает, допустим, на направление, связанное с химией или физикой, — единичные. Человек, не имеющий необходимых знаний в этих областях, вряд ли преодолеет входной барьер. Но если человек в свое время поступил на экономическое направление, параллельно пополнял свои естественнонаучные компетенции и в итоге смог поступить в магистратуру на физическое направление, значит, перед ним стояла такая задача, и им можно только восхищаться.
А вот обратная ситуация: инженер становится или планирует карьерное продвижение, ему необходимы верхнеуровневые компетенции топ-менеджмента, стратегическое управление. И именно это сегодня один из векторов развития магистратуры. Наша задача сформировать управленческие компетенции у специалиста определенной специализации. Именно поэтому в магистратуру часто приходит топ-менеджмент, который работает на стратегические задачи предприятия.
Как проходят вступительные экзамены в магистратуру?
— Вуз проводит испытания, которые показывают, сможет ли человек учиться на выбранном направлении подготовки. Задания вступительного испытания позволяют оценить возможность обучения в магистратуре для профильных и непрофильных специалистов. Сегодня мы также смотрим в сторону формирования научно-профессионального портфолио как индивидуализированного и персонифицированного отбора в магистратуру УрФУ.
В правилах приема на 2023 г. мы планируем заложить широкий спектр индивидуализированных для каждого поступающего достижений. То есть наличие стажа в профессиональной деятельности, наличие собственных индивидуальных достижений формирует индивидуализированное портфолио при поступлении. Университет хотел бы видеть у себя талантливых обучающихся высокого уровня с хорошим профессиональным и научным бэкграундом. Университет сегодня — это территория смыслов и возможностей, формирующая кадры научно-технологического прорыва в сердце Евразии.