$2 трлн в помощь экономике и отмена указов Трампа: с чего Байден начинает свое президентство - «Мнения» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Мнения » $2 трлн в помощь экономике и отмена указов Трампа: с чего Байден начинает свое президентство - «Мнения»
$2 трлн в помощь экономике и отмена указов Трампа: с чего Байден начинает свое президентство - «Мнения»
Борис Макаренко Президент Центра политических технологий Можно говорить, что Джозефу Байдену повезло. Сначала – когда электорат Демократической партии отказал в доверии «левакам» Берни Сандерсу и Элизабет Уоррен, а среди «умеренных» кандидатов не оказалось другой фигуры такого масштаба и

Борис Макаренко
Президент Центра политических технологий

Можно говорить, что Джозефу Байдену повезло. Сначала – когда электорат Демократической партии отказал в доверии «левакам» Берни Сандерсу и Элизабет Уоррен, а среди «умеренных» кандидатов не оказалось другой фигуры такого масштаба и известности, чтобы иметь шансы добиться главного – победить Дональда Трампа. Потом – когда пандемия поразила 25 млн американцев, унесла более 400 тысяч их жизней и сильно смазала эффект подъема экономики и создания новых рабочих мест, которыми так гордилась администрация Трампа. Но элемент случайности в президентских кампаниях в США – отнюдь не редкость: разразившийся за два месяца до выборов 2008 года финансовый кризис сыграл в пользу Барака Обамы, крайне неудачная кампания Хиллари Клинтон в 2016 году – в пользу Трампа, а в 2000 году исход выборов решил перевес в пользу Джорджа Буша-младшего в несколько сотен голосов в одном штате – Флориде.

Никакие случайности не помогли бы Байдену, если бы он не смог сохранить симпатии и привести на выборы разные когорты демократического электората – образованный средний класс, американцев африканского и латинского происхождения, если бы не добился перевеса среди независимых избирателей (54% на 40%, по данным экзит-полла CNN). А главное – если бы не нашел правильную стратегию: в своей кампании, на первый взгляд, неяркой, преимущественно онлайновой, он сохранил фокус политического противостояния на персоне Трампа, где главное – отказ действующему президенту в новом мандате. И на фоне проблем с пандемией и действительно глубокого ценностного раскола американского общества эта стратегия сработала. Мобилизация обоих лагерей избирателей оказалась беспрецедентной: никогда еще за кандидатов на один пост не голосовало более 158 миллиона человек. За Байдена – на 7 миллионов больше, чем за Трампа.

И никогда – по крайней мере со времен Франклина Рузвельта в годы Великой депрессии – новый президент не вступал в должность после года с такими потерями в числе рабочих мест и ростом бедности: 50 млн американцев (в том числе 17 млн детей) не могут быть уверены, что завтра наедятся досыта. Это тот самый кризис, в котором, по набившей оскомину аллюзии, заключена возможность: борьба с коронавирусной инфекцией и ее последствиями – естественный первый приоритет деятельности новой администрации.

Первые шаги

Вопрос, с чего начинать, перед Байденом не стоял. На повестке первых дней всего два пункта. Первый из них – издание указов (executive orders). За первые три дня в должности Трамп издал один такой указ, Барак Обама - 5, а Байден – 29. Часть из них – это отмена аналогичных указов Трампа. Байден вернул страну в Парижское соглашение по климату и Всемирную организацию здравоохранения, отменил запрет на въезд в США из нескольких исламских стран, прекратил режим чрезвычайного положения на границе с Мексикой, отозвал разрешение на строительство сомнительной с точки зрения экологии ветки нефтепровода Keystone XL – из канадской Альберты в Небраску.

«Второй первый» пункт – запуск пакета мер о противодействии коронавирусу и преодолении его последствий общей стоимостью в $1,9 трлн. Сотня миллиардов из этой суммы предназначены на непосредственные меры борьбы с пандемией: вакцинирование 100 млн американцев за 100 дней (реалистично, на нужный для этого темп вакцинирования Америка вышла еще в последние недели Трампа), финансирования новых исследований и закупок медицинского оборудования, оплата труда медиков. Еще среди первых указов – обязательное ношение масок на объектах в федеральной собственности и в общественном транспорте, курсирующем между штатами (строгое невмешательство в компетенцию штатов).

Однако далеко не всю повестку удастся реализовать без согласия Конгресса. Это ставит вопрос о том, как будут выстроены отношения с республиканцами. Как показали первые голосования в Сенате по предложенным Байденом кандидатурам на посты членов кабинета, большинство республиканцев следуют традиции американской парламентской политики: голосуют против лишь в случае серьезных претензий к личности кандидата, иначе же блокировать кандидата, которого выбрал президент, не принято. Так, за министра обороны Ллойда Остина проголосовало 90 сенаторов (т.е. 40 республиканцев из 50).

Первые примеры продемонстрировали, что у Байдена получится то, во что еще пару недель назад многие не верили: совместить утверждение своего кабинета с продолжающимся процессом импичмента Трампа. Импичмент, конечно, не пройдет: для него нужно 67 голосов сенаторов, т.е. не менее 17 республиканцев. Но реальной цели – нанести имиджевый удар по Трампу и разогреть расколы в Республиканской партии - демократы в известной степени добьются. Решение нижней палаты Конгресса о запуске процедуры импичмента одобряют более половины американцев (в т.ч. – 13% избирателей Республиканской партии); в нижней палате за импичмент голосовали 10 конгрессменов-республиканцев, в Сенате прогнозируют – нет, не 17, но 5-7 республиканцев «за». Особенно важно, как проголосует лидер республиканского меньшинства Митч Макконнелл, который пока «не принял окончательного решения». Его голос против Трампа обозначил бы весьма глубокий раскол в партии.

Экономика

В остальном же – и это, скорее, здоровый знак, в политическом истеблишменте развернулась острая полемика относительно социально-экономической политики Байдена: демократы считают ее единственным спасением, республиканцы – катастрофой, неминуемым провалом (как всегда в Америке и было). На самом деле, такой курс - привычная для демократических администраций кейнсианская денежная политика (упрощенно – не бояться тратить деньги, чтобы поддержать занятость и спрос), в условиях пандемии ей, наверное, нет альтернативы. Глава казначейства в новом кабинете Джанет Йеллен известна и как приверженец «кейнстианства», и как осторожный и прагматичный политик. Такая политика потребует повышения налогов (например, на богатых, обложение которых Трамп облегчил в рамках своей налоговой реформы), но спешить с этим Йеллен не будет пока экономика не оправится от последствий пандемии.

Как раз в том что касается бюджетной политики у Байдена хорошие шансы реализовать большую часть своих планов. Дело в том, что процедура «сведения бюджета» (budget reconciliation) не допускает флибустьерства - бесконечного затягивания парламентской дискуссии. Для решения о прекращении флибустьерства в Сенате нужно 60 голосов, но ввиду недопустимости бесконечных споров о бюджете была сделана оговорка о «сведении бюджета», которая позволит Байдену провести многие, хотя не все решения по социальной политике простым большинством. Это позволит выделить федеральные средства на выплату пособий (и «вертолётных» - ковидных, и по безработице, и детских), расширить программу субсидирования детских садиков для 3-4 летних детей, частично погасить долги за обучение в колледжах и многие другие. Немало удастся сделать и для продвижения к «зеленой экономике», хотя в полной мере эта программа вряд ли реализуема.

Внутренняя политика

Но есть и набор проблем – заявленных Байденом в предвыборной программе - для которых простого большинства не хватит. А это все – очень чувствительные для общества вещи. Среди них политические начинания – предоставление статуса штатов округу Колумбия и Пуэрто-Рико ( в последнем случае – выгодное демократам для коррекции неудобного для них порядка формирования коллегии выборщиков), и электоральные реформы (например, порядок нарезки округов и финансирования кампаний), расширение прав федерального правительства вводить антиковидные ограничения, введение минимальной зарплаты на уровне 15 долларов в час (одна из главных «фишек» Сандерса и Уоррен). Повторим: всего этого, скорее всего, не случится. Равно как не пройдет такой Конгресс и комплексная реформа иммиграционного законодательства.

Но вот на что Байден всерьез настроен, это на введение программы предоставления гражданства нелегальным мигрантам, численность которых в США оценивается в 11 млн человек. Быстрой она не получится: процедура легализации рассчитана на 8 лет, так что изменение «электоральной демографии» в пользу демократов (за которых голосует большинство граждан США, не родившихся в этой стране) произойдет не при администрации Байдена. Существенно быстрее гражданство могут получить только т.н. «дримеры» - нелегалы, попавшие на территорию США в несовершеннолетнем возрасте – их статус, отмененный Трампом, был восстановлен одним из первых указов Байдена.

Байден всерьез настроен на предоставление гражданства 11 млн нелегальных мигрантов

От того, насколько успешной окажется реализация внутриполитического курса администрации Байдена, зависят и перспективы политической борьбы и острого противостояния в обществе. Конечно, и «политика идентичности», и антагонизм взглядов на расовую и другие идеологические проблемы зависят далеко не только от состояния экономики и кошельков американцев, но успех в борьбе с пандемией станет важнейшим фактором и политики, и идеологии. И напротив, неудача – подорвет шансы демократов, и на промежуточных выборах 2022 года им стало бы предельно трудно сохранить то незначительное большинство, которое они сейчас имеют в обеих палатах Конгресса. И в этом случае реализовать свои начинания во второй половине президентского срока Байдену станет еще сложнее.

Отношения с Россией

Внешняя политика Байдена – тема для отдельного разговора. Ограничимся одним предположением. Если были в годы Трампа «двухпартийные проблемы», т.е., такие, по которым взгляды демократов и республиканцев были схожими, то одна из них – отношения с Россией. И, увы, надежд на улучшение в российско-американских отношениях этот консенсус не оставлял. Тем не менее, есть некоторые основания для надежд. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-III – как уже заявил Байден – будет продлен, и интенсивные контакты между российскими и американскими внешнеполитическими ведомствами по этому поводу уже начались. Сам по себе этот договор не создаст «разрядки» - улучшения отношений между странами, как это произошло в 1970-е годы – сейчас ситуация кардинально иная, но он важен сам по себе и может дать толчок к поиску взаимодействия по другим направлениям. Байден и его внешнеполитическая команды – люди системные и прагматичные – так что не будем заканчивать этот текст на пессимистической ноте.


{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика