Поэт и хулиган. Как «патриоты» пытаются выдать Бродского за своего из-за стихотворения «На независимость Украины» - «Мнения» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Мнения » Поэт и хулиган. Как «патриоты» пытаются выдать Бродского за своего из-за стихотворения «На независимость Украины» - «Мнения»
Поэт и хулиган. Как «патриоты» пытаются выдать Бродского за своего из-за стихотворения «На независимость Украины» - «Мнения»
Илья Клишин журналист, медиаконсультант Несмотря на несколько действительно популярных стихотворений («Не выходи из комнаты — не совершай ошибку…», «Я не то что схожу с ума, но устал за лето…» и прочие), многие из которых были к тому же положены на музыку, Иосиф Бродский никогда не был массовым
Поэт и хулиган. Как «патриоты» пытаются выдать Бродского за своего из-за стихотворения «На независимость Украины» - «Мнения»

Илья Клишин
журналист, медиаконсультант

Несмотря на несколько действительно популярных стихотворений («Не выходи из комнаты — не совершай ошибку…», «Я не то что схожу с ума, но устал за лето…» и прочие), многие из которых были к тому же положены на музыку, Иосиф Бродский никогда не был массовым поэтом. Он был и остается сложным с эстетической точки зрения автором. Сложным для интерпретации, рефлексии и оценки контекста. Тем более странными выглядят настойчивые попытки дать упрощенно-бинарные, шаблонные, черно-белые оценки его творчеству в целом и его жизненной философии на основе по сути всего одного (причем не публиковавшегося) стихотворения — «На независимость Украины» (1992).

А сделать это пытаются все. С одной стороны прокремлевские шапкозакидательные ура-патриоты пытаются записать Бродского в «свои». И вот уже на пропагандистском телеканале RT выходит фильм националиста Егора Холмогорова — о «русском взгляде» Бродского.

С другой стороны поредевший с начала войны либеральный Facebook надрывается после резонансной колонки Екатерины Марголис в «Новой Газете – Европа», где имперская лирика Бродского оценивается через постколониальную и фемоптику.

И все это, повторю, из-за одного стихотворения, которое оценивается по сути исключительно как политическое высказывание. Интерес к нему был волнообразен с 2014 года, а с февраля этого года комментаторы возвращаются к нему регулярно, пытаясь ответить на вопрос об ответственности лично Бродского за ужасы войны.

Стихотворение оценивается по сути исключительно как политическое высказывание

Любопытно, что оба идеологических лагеря сходятся в том, что да, эта ответственность есть. Только выводы делаются из этого с диаметрально противоположными знаками.

Если условные либералы ставят на всем Бродском жирный знак минус, записывая его в имперцы и сторонники войны, то условные «патриоты» только рады тому, что последнего великого русского поэта и последнего лауреата Нобелевки почти что впихивают им на штандарты — еще и посмертно, что особенно удобно (он не может откреститься).

Ни те, ни другие не смотрят на контекст этого стихотворения — литературный и биографический. И тем более не анализируют сам феномен эстетической имперскости Бродского.

Я разговаривал об этом стихотворении пару месяцев назад с Томасом Венцловой, литовским прижизненном классиком, поэтом и близким другом Бродского (например, у Бродского есть «Литовский ноктюрн», посвященный Венцлове).

Венцлова сказал мне, что стихотворение «На независимость Украины» было неудачной шуткой, хулиганской выходкой, которые себе порой позволял Бродский. И добавил (позже он повторил это в интервью балтийскому изданию DELFI), что он лично предупреждал друга не печатать эти стихи и не читать их публично, но к сожалению, Бродский не послушал его. Стихи эти действительно никогда не были напечатаны (это был важный момент для Бродского, что печатать, а что — нет), но он их все же прочитал дважды — в еврейском центре в Пало-Альто (Калифорния) и в позже в Куинс-колледже в Нью-Йорке.

«На независимость Украины» было неудачной шуткой, хулиганской выходкой

Как справедливо отмечает исследователь творчества Бродского литературовед Глеб Морев, Бродский — не интеллигент по происхождению. Он рос примерно в той же ленинградской подворотне, что и Владимир Путин на десять лет позже (Морев использует мягкое выражение «демократическое происхождение»).

У Бродского есть стихи со словами «пацаны», «буфера» и «суки». Есть весьма органичные стихи от имени рабочих (несмотря на политический процесс о тунеядстве, он вполне имел личный пролетарский опыт). Есть нецензурные и порой скабрезные стишки, созданные для друзей вроде танцора Барышникова.

Несмотря на великолепную технику владения русским словом и феноменальную начитанность, Бродский — безусловно не идеал и не бог во плоти. Он человек — со своими слабостями и изъянами. Порой брюзжащий, не трудящийся скрывать свои пессимизм и скептицизм, местами сноб — до некоторой хамоватости (можно вспомнить, как он отчитал дочь Чуковского в гостях у Ахматовой) и к тому же иногда промахивающийся и дающий сбой даже с точки зрения вкуса («Лучший вид на этот город, если сесть в бомбардировщик» туда же).

Важно понимать, что Бродский построил свою эстетическую картину мира. Это был человек без системного образования, читавший книги вразнобой — и английские барочные поэты у него соседствовали с классиками естествознания в той же его северной ссылке, например.

Бродский был человеком без системного образования, читавшим книги вразнобой

Если совсем коротко, его эстетическая программа — это Империя с точки зрения культуры, не какая-то конкретная Империя (например, царская Россия, до которой он как бы дотягивался через ту же Ахматову), а платоновская идея Империи вообще — где соединяются и древнеримские мотивы, и итальянское возрождения, и петербургский классицизм. Это программа, в которой нет места постмодерну, новой этике, феминизму, постколониальной оптике. И в том числе независимой Украине.

Но это не программа фашизма или коммунизма вместе с тем, нет. Сосланный в архангельскую деревню и позже высланный из СССР Бродский был последовательным противником советского и иного авторитаризма. В своих стихах он постоянно разговаривает с собирательным тираном едко и язвительно («Он здесь бывал: еще не в галифе — в пальто из драпа; сдержанный, сутулый // Арестом завсегдатаев кафе покончив позже с мировой культурой»).

В своих стихах он постоянно разговаривает с собирательным тираном, едко и язвительно

Для Бродского абстрактная Империя — это как бы неизбежная рамка для великой культуры, которую он возводит в абсолют. Поэтому и возникают пассажи вроде «если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря». Своего рода стокгольмский синдром: империя и манит, и отталкивает.

Означает ли этот контекст, что надо отдавать Бродского в 2022 году сторонникам агрессивной войны в Украине? Мне кажется, что нет. При желании что-то в таком роде можно найти во всем корпусе русской культуры — от Пушкина (с его «Клеветниками России») до Цоя, которых сейчас радостно записывают в свои ряды прокремлевские милитаристы из информационной обслуги.

«Сраженье, слава Богу, проиграно», — пишет Бродский в стихотворении «Не независимость Украины». А сейчас получается, что сраженья за Бродского даже не было: его сдают Путину без боя.


{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика