Невиданный ранее Леонардо: найден портрет Изабеллы д'Эсте - «Иностранная пресса»
Пьер Луиджи Верчези | Corriere della Sera
Тайна портрета раскрыта через 500 лет, сообщает Пьер Луиджи Верчези в статье, напечатанной в газете Corriere della Sera.
"Портрет находится здесь, в хранилище одного из швейцарских банков, с короной на голове и пальмовой ветвью, как скипетр в руке. Эти детали почти наверняка были добавлены самыми "любимыми учениками", которых маэстро привез с собой в Рим в 1514 году. Изабелла д'Эсте, украшенная, как святая Катерина Александрийская, ожидает своего места в музее", - пишет издание.
"История портрета началась с подготовительного эскиза (он хранится в Лувре), сделанного Леонардо в 1499 году во время его пребывания в Мантуе в гостях у семейства маркиза Гонзага. В последующие годы маркиза Изабелла отправляла письма и эмиссаров к мастеру с просьбой написать портрет в красках. В 1517 году появился портрет синьоры из Ломбардии в замке Блуа. Затем наступила "оглушительная" тишина. Исследователи сокрушались о том, что портрет, вероятно, так и не был выполнен. Не исключалась версия, что Изабелла стала прототипом Джоконды. И вот три с половиной года назад оказалось, что портрет объявился в составе наследства семьи, живущей в Турги, кантон Аргау", - рассказывает историю картины корреспондент.
"По словам известного исследователя Карло Педретти, "нет сомнения в том, что портрет - произведение Леонардо, однако потребуется еще несколько месяцев, чтобы определить, какие части были добавлены учениками и стоит ли их убирать". По словам другого ученого, Эрнесто Солари, были сделаны анализы трех проб с портрета; результаты свидетельствуют о том, что речь идет о красках, которыми пользовался Леонардо. Кроме того, грунтовка холста сделана по рецепту, описанному Леонардо в его Трактате. Наконец, самое удивительное: проявился флуоресцентный след изображенной под рукой книги - символа Изабеллы, покровительницы литературы и искусств", - пишет автор статьи.
"Теперь начинается дискуссия по поводу аутентичности картины. Всем известно, что Леонардо не был профессиональным художником. Он был экспериментатором, особенно в живописи. Считается, что он никогда не писал картин на холсте. Эта Изабелла как раз на холсте, загрунтованном по "рецепту Леонардо". Загадки гения. Загадки произведений, авторство которых приписывается великому мастеру", - отмечает издание.