Уроки Рейгана, которые пригодятся Обаме в отношениях с Путиным - «Иностранная пресса»
Кен Аделмен | The Wall Street Journal
За 10 лет, прошедшие с кончины Рейгана, мир намного больше узнал о том, как Рейган управлялся с советской угрозой, пишет в своей статье для The Wall Street Journal Кен Аделмен, экс-представитель США в ООН (1981-1983) и экс-директор по делам контроля вооружений (1983-1987).
"При надлежащем руководстве эти уроки могли бы помочь США более успешно справляться со все более воинственной Россией Владимира Путина", - продолжает автор.
Первый урок - необходимость разработать связное мировоззрение и долгосрочную стратегию. В 1980-м советник Стюарт Спенсер спросил: "Зачем ты хочешь стать президентом?" "Чтобы закончить холодную войну", - ответил Рейган. "Несколькими годами ранее он изложил простую формулу осуществления этой цели: "Мы выигрываем - они проигрывают", - пишет автор.
Аделмен пишет, что в бытность директором по контролю вооружений наблюдал, как Рейган неустанно трудился ради этой цели. В 1986 году на переговорах в Рейкьявике "Горбачев, обращаясь к Рейгану, ворчливо говорил - собственно, более 10 раз за 10 с лишним часов переговоров - что российская сторона идет на все уступки, а Рейган - ни на одну. Документы, рассекреченные после смерти Рейгана, демонстрируют, что Горбачев был прав как минимум в этом", говорится в статье.
По мнению автора, Рейган имел дело с гораздо более сильным противником, чем Обама сегодня - в лице Путина. Но текущая программа США далеко не так амбициозна. Трудно вообразить, чтобы Обама придерживался принципа "мы выигрываем - они проигрывают" в борьбе с Путиным из-за Украины и Сирии. "Нынешняя администрация, похоже, готова согласиться на ничью", - полагает автор.
"Второй урок: Рейган шел на конкретные шаги, чтобы продвинуть свою стратегию", - пишет автор. Доктрина Рейгана "мир благодаря силе" и наращивание военной мощи США бесили его российского коллегу. "Рейган заявил публично, а Горбачев признал в кулуарах, что СССР не мог конкурировать с крупным наращиванием военной мощи США", - говорится в статье.
Одновременно Рейган начал "войну идей", чтобы делегитимизировать советскую систему.
Сегодня же "вместо храбрых действий - путаные реакции", полагает автор. Вместо того чтобы ударить Москву по самому уязвимому месту, сегодня почти нет попыток эксплуатировать уязвимость России в энергетике, пишет он.
"Третий урок: Рейган выказал настоящую стойкость", - пишет автор, поражаясь, как непреклонен был Рейган в Рейкьявике. Когда Горбачев потребовал отказа США от Стратегической оборонной инициативы (СОИ) взамен на крупное сокращение ядерных вооружений, Рейган ответил: "Я обещал американскому народу, что не откажусь от СОИ".
Рейган продемонстрировал: он готов вести переговоры с русскими, но также готов не уступать им, заключает автор.
"Его демонстрация силы щедро окупилась, когда в будущем году было подписано соглашение о самом крупном сокращении ядерных вооружений в истории. Но самый крупный доход был получен в 1991 году с распадом СССР и завершением холодной войны чисто на условиях Рейгана: мы выиграли, они проиграли", - подытоживает автор.