В прайм-тайм холодная война назревает вновь - «Иностранная пресса»
Алессандра Стэнли | The New York Times
Владимир Путин приносит большую пользу телевидению, и не только своим "грандиозным стилем", но и тем, что "ведет себя словно властелин из советских времен", считает телеобозреватель The New York Times Алессандра Стэнли.
"Возможно, это плохо для российской демократии, для Запада и, что актуальнее, для Украины, но следует отметить заслуги Путина как музы для американской индустрии развлечений", - продолжает автор.
"Пока к власти не пришел Путин, значение России упало как на мировой арене, так и на экране", - пишет автор, поясняя, что при Ельцине американское кино и телевидение изображали русских преимущественно в качестве бандитов, проституток и (изредка) недовольных ученых-эмигрантов.
"Теперь Кремль снова управляется автократом и вернулся на верхнюю строчку списка врагов - не только в драмах, действие которых происходит в прошлом, но и в тех, действие которых происходит в настоящем и будущем", - говорится в статье.
В новом сериале NBC "Верность" (Allegiance) время действия - "холодная война сегодняшнего дня", как выражается автор. Русская героиня бросила шпионаж, чтобы выйти замуж за американца. Когда ее сын приходит работать в ЦРУ, бывшее начальство принуждает героиню вернуться к шпионской работе.
В триллере "Последний корабль" противостояние сверхдержав продолжается в постапокалиптическом будущем, где почти все население планеты уничтожил вирус. Российские офицеры на борту атомного крейсера презирают международное сотрудничество. Российский вице-адмирал убивает одного из своих офицеров, пояснив: "Одним ртом меньше", а также выпускает ядерную ракету по Франции. Ученые, которые пытаются победить вирус, обмениваются информацией втайне от своих правительств.
Автор обнаруживает парадокс: "в реальной жизни заново демонизированная Россия больше не является ни открытым врагом, ни даже сверхдержавой-соперницей" США, есть более актуальные угрозы. "Поэтому изображать Кремль "в красных тонах" проще и веселее", - пишет автор.
В коллективном подсознании настолько глубоко засел образ русского беззакония, что даже в сериале "Мушкетеры" (BBC America) француз-революционер, задумавший убийство короля, зовется "Вадим".
"Когда Россия была Советским Союзом и действительно являлась самым опасным противником США, телевидение и индустрия развлечений относились к ней не так серьезно", - пишет автор, напоминая о комедиях и мультфильмах 60-х.
Автор также замечает, что при изображении посткоммунистической России изменился не столько тон, сколько степень интереса. Раньше русскими были персонажи второго плана, а теперь, в сериалах вроде "Американцев" и "Верности", главные герои - русские шпионы и их повелители.
"В сущности, изменилась не Россия, а наше внимание к ней: в основном благодаря Путину сегодня она занимает такое огромное место, что заполняет телеэкраны", - заключает автор.